Этапы конст. развития (1990-2008)

Новейший конституционный процесс в Украине

Конституционный процесс в современной Украине условно можно разделить на три основных периода: первый период (1990 - 1996) ознаменовался получением независимости Украины , процессом подготовки проекта Конституции и принятием Конституции Украины ; второй период ( 1996 - 2004 года) стал периодом реализации Конституции Украины; третий период ( 2005 - по сей день) сказался процессом внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины (конституционной реформой), масштабной конституционным кризисом 2007 - 2009 годов и поиском легитимных путей системного обновления Основного Закона. Каждому из указанных периодов конституционного процесса присущи свои особенности, специфика.

1990-1996

Первый период конституционного процесса был основан распадом бывшего СССР и становлением Украины как независимого самостоятельного суверенного государства. Этот период истории Конституции Украины является наиболее сложным и противоречивым. Его условно можно разделить на несколько под периодов:

1) от принятия Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 к подготовке Концепции Конституции Украины 1991 г.

2) от принятия Концепции Конституции Украины в 1991 гг. До вынесения первого проекта Конституции Украины на народное обсуждение ( 15 июля - 1 декабря 1992 p.);

3) от завершения обсуждения первого проекта Конституции Украины в декабре 1992 г.. до подготовки и утверждения Верховной Радой Украины второго проекта Конституции Украины в мае 1993 p .;

4) май - ноябрь 1993 г.. - Доработка второго проекта Конституции Украины;

5) ноября 1993 г.. - 1995 г.. - Конституционный кризис в Украине;

6) подготовка и принятие Конституционного договора Украины в 1995 p. ;

7) от принятия Конституционного договора в 1995 г.. до принятия Конституции Украины 1996 г..

После торжественного принятия 24 августа 1991 г.. Верховной Радой Украины Акта провозглашения независимости Украины и его утверждения на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 Украина была признана суверенным государством и полноценным субъектом международных отношений большинством стран мира. Срочно возникла необходимость в конституционном закреплении основ общественного и государственного строя , прав и свобод человека и гражданина, порядка организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления молодого независимого государства.

Первый проект Конституции, разработанный рабочей группой Л. П. Юзькова , потерпел редакционных изменений от 29 января 1992 г.. и привлек серьезное внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов. Его обсуждение проводились 3 - 5 марта 1992 г.. на международном семинаре в Праге , 3 - 5 июля в Киеве на симпозиуме «Конституция независимой Украины», а также на многочисленных «круглых столах» . Этот проект после соответствующих дополнений и многочисленных экспертиз 5 июня 1992 г.. был принят Конституционной комиссией и вынесен на рассмотрение Верховной Рады Украины. 1 июля 1992 г.. Верховная Рада Украины приняла постановление о вынесении разработанного Конституционной комиссией проекта Конституции Украины в 1 ноября 1992 г.. на всенародное обсуждение [13] .

Впрочем, первый проект Конституции Украины, как и последующие конституционные проекты, не был реализован в результате перманентных противостояний между Президентом Украины и Верховной Радой Украины на фоне длительного социально-экономического кризиса в Украине.

Конституционный договор не решал проблему принятия новой Конституции Украины. Уже 24 ноября 1995 г.. Конституционная комиссия поддержала предложение Президента Украины и образовала новую рабочую группу в составе четырех представителей Верховной Рады Украины, четырех представителей Президента Украины и двух представителей от органов правосудия для доработки конституционного проекта. Проект, разработанный первой рабочей группой и доработанный второй рабочей группой, был вынесен на обсуждение Конституционной комиссии 12 марта 1996 г.. и рекомендован к рассмотрению Верховной Радой Украины. Уже 20 марта проект Конституции Украины был подан на специальное заседание парламента. Сопредседатели Конституционной комиссии Л. Кучма и А. Мороз , несмотря на разницу взглядов и оценок проекта, были единодушны в стремлении скорейшего принятия Основного Закона.

Уже 2 апреля 1996 г.. Верховная Рада Украины вынесла вопрос о проекте Конституции Украины в повестку дня пленарных заседаний, а 17 апреля 1996 г.. начался его рассмотрение. В парламенте над проектом сначала работала межфракционная инициативная группа, а с 5 мая 1996 г.. - Созданная на ее основе Временная специальная комиссия по доработке проекта Конституции Украины во главе с народным депутатом Украины М. Д. Сиротой .

28 мая - 4 июня 1996 г.. состоялось первое чтение проекта, а через две недели и второе чтение. Доработанный Временной специальной комиссией проект Основного Закона был принят Верховной Радой в первом чтении 4 июня ( 258 голосов - «за») [14] . При подготовке ко второму чтению в проект Конституции Украины Временная специальная комиссия учла около 6 тыс. поправок к указанному акту.

Ситуация обострилась 26 июня 1996 p., когда Совет национальной безопасности Украины и Совет регионов при Президенте Украины выступили с резким осуждением любых дальнейших проволочек с принятием новой Конституции Украины, поскольку такие проволочки усугубляют социально-экономическую ситуацию в государстве. В тот же день Президент Украины издал указ о проведении всеукраинского референдума 25 сентября 1996 г.. о принятии новой Конституции Украины, в основу которой был положен вариант проекта Основного Закона в редакции рабочей группы от 11 марта 1996 г. [15]

В ответ на это Верховная Рада Украины приняла 27 июня постановление «О процедуре продолжения рассмотрения проекта Конституции Украины во втором чтении» [16] . В соответствии с положениями постановления Согласительный совет депутатских фракций и групп определяет нерассмотренные статьи конституционного проекта или их отдельные части и вносит предложения об их «упреждающий» рассмотрение. Парламент рассматривает определенные Согласительным советом статьи и их отдельные части в редакции, предложенной Временной специальной комиссией, и принимает по ним решения в соответствии с Регламентом. В случае отклонения предложения Комиссии голосуются альтернативные поправки к этому предложению. В случае отклонения всех поправок предполагалось выработки согласительной редакции ее текста с учетом поправок, набравшие наибольшее количество голосов, Согласовательные предложения должны разрабатываться Согласительным советом и передаваться в Временной специальной комиссии для рассмотрения и внесения их на рассмотрение парламента.

Было также решено вести работу в режиме одного заседания до принятия новой Конституции Украины. 28 июня 1996 г.. в 9 час. 18 мин. после 24 часов непрерывной работы Верховная Рада Украины приняла и ввела в действие Конституцию Украины («за» проголосовали 315 народных депутатов). После принятия Конституции Украины Президент отменил свой ​​указ о проведении всеукраинского референдума [17] .

Одновременно Закон Украины «О принятии Конституции Украины и введении ее в действие» от 28 июня 1996 г. показал потерю силу Конституции (Основному Закону) Украины от 20 апреля 1978 г.. с последующими изменениями и дополнениями и Конституционным договором между Верховной Радой Украины и Президентом Украины об основах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине в связи с принятием Конституции Украины.

1996-2004

Принятие Конституции Украины 28 июня 1996 г.. стало основным достижением первого периода и, одновременно, точкой отсчета второго периода развития украинского конституционализма.

Характерной особенностью второго периода конституционного процесса стала реализация положений Конституции через вновь правовые акты (законы и подзаконные акты) и систему органов государственной власти и местного самоуправления, предусмотренную Основным Законом. То есть в течение одна тысяча девятьсот девяносто-шесть - две тысячи шесть лет в целом были сформированы нормативно и организационно-правовые механизмы реализации Конституции Украины.

В то же время жизнь доводилось необходимость реформирования отдельных положений Конституции Украины. Политические, экономические, социальные и другие факторы обусловили необходимость изменения формы государства, а следовательно, - конституционной реформы. Политики, общественные деятели, ученые предлагали собственные проекты внесения изменений в Конституцию Украины, но подавляющее большинство из них не нашла поддержки у парламентариев.

Усилением социально-экономического кризиса и противоречий между Верховной Радой Украины и Президентом Украины было отмечено в Украине 2000 год. Указанные кризисные явления обострились в связи с неспособностью парламента вовремя принять Государственный бюджет Украины на 2000 год, поданный Кабинетом Министров Украины . К тому же сам парламент раскололся на так называемую «большинство» и «меньшинство». В обществе получила распространение идея проведения конституционного референдума, начали создаваться инициативные группы по вопросу проведения соответствующего всеукраинского референдума.

Во исполнение требования более трех миллионов граждан Украины, заверенной в установленном порядке протоколом ЦИК «Об общих итогах сбора подписей граждан Украины под требованием проведения всеукраинского референдума по народной инициативе» от 15 января 2000 г. [19] в соответствии со ст. 72 и п. 6 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины издал Указ 65/2000 «О провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе» от 15 января 2000 [20]

2004-2009

Веру народа Украины в собственные силы пробудили события, связанные с выборами Президента Украины в 2004 году , что получили в политической теории и практике название «Оранжевой революции» . Эти события ознаменовали третий период конституционного процесса, связанный процессом внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины (конституционной реформой), масштабной конституционным кризисом 2007 - 2009 годов и поиском легитимных путей системного обновления Основного Закона.

Правовые достижения Оранжевой революции были воплощены прежде всего в Законе Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» [21] . 8 декабря 2004 г.. на внеочередном пленарном заседании Верховной Рады Украины был решен вопрос о внесении изменений в Конституцию Украины. 402 голосами поддержали пакет документов - Закон о внесении изменений в Конституцию Украины, Закон об особенностях применения Закона о выборах Президента Украины при повторном голосовании 26 декабря 2004 г.. [22 ] , и о внесении изменений в Конституцию Украины относительно совершенствования системы органов местного самоуправления [23] .

Большинство положений Закона о внесении изменений в Конституцию Украины вступили в силу с 1 января 2006 г., а уже с 25 мая 2006 p., когда после принятия присяги народными депутатами Украины приобрела своей каденции Верховная Рада Украины V созыва , избранная по обновленной пропорциональной системе, все без исключения положения Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 вступили в силу.

Относительно легитимности этого закона, то 7 сентября 2005 г.. Конституционный Суд Украины принял вывод № 1-в / 2005 по делу по обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины (дело о внесении изменений в статьи 85, 118, 119, 133, 140, 141, 142, 143 Конституции Украины) [24] . Согласно основным положениям этого вывода, проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (рег. № 3207-1) был признан соответствующим требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. В то же время отдельные вопросы относительно легитимности положений Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» сохраняли свою актуальность до 2010 года.

Так, Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права 27 декабря 2005 г.. обнародовала «Вывод по соблюдению конституционной процедуры при внесении изменений в Конституцию Украины путем принятия Закона Украины" О внесении изменений в Конституцию Украины "от 8 декабря 2004 p. № 2222-IV и на соответствие его положений общим принципам Конституции Украины 1996 года и европейским стандартам » [25] , в которых акцентировалось внимание на проблемных аспектах нормирования конституционной реформы в Украине, а именно: нарушении процедурных вопросов при принятии изменений в Конституцию Украины, отсутствия заключения Конституционного Суда Украины на соответствующий законопроект, в который в процессе рассмотрения и голосования 8 декабря 2004 вносились изменения; «Пакетном» голосовании; нарушении Регламента Верховной Рады Украины , который имел силу закона.

Указанный вывод также обратил внимание на содержательные несоответствия конституционного проекта общим принципам Конституции Украины и требованиям и стандартам современного европейского конституционализма, а именно положение о: увеличение срока полномочий Верховной Рады Украины и местных советов; введение императивного мандата ; противоречивость в формировании Правительства, его состав, ответственности, слаженности работы; восстановление общенадзорной функции прокуратуры и тому подобное.

Позже, в 2006 - две тысячи десять годах, упомянутые выше несовершенства и коллизии обновленной Конституции Украины вызвали ряд конституционных конфликтов.

Восходящей точкой в стремлении тогдашней власти к системному обновлению Конституции Украины можно считать Указ Президента Украины от 27 декабря 2007 г.. № 1294/2207 «О Национальном конституционном совете» [26] . Этот Указ начал общественный диалог по содержанию и форм совершенствования положений действующей Конституции Украины. И уже в марте - апреле 2008 г.., к конституционному процессу начали привлекаться по собственной инициативе общественные организации, непарламентские политические партии и отдельные неравнодушные граждане. Результаты их конституционной правотворческой работы нашли свое выражение в предложениях к работе НКС, а в отдельных случаях - и в самостоятельных проектах нового Основного Закона.

В начале июня 2009 г.. две крупнейшие парламентские фракции в Верховной Раде Украины - Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко - выступили с инициативой создания широкой коалиции и внесения системных изменений в Основной Закон с целью введения парламентской республики , в которой бы Президент Украины избирался Верховной Радой Украины. Но выход из переговорного процесса Партии регионов исключил соответствующие конституционные инициативы. Каждая из политических сил (ПР и БЮТ) анонсировала внесения в парламент собственных конституционных процессов

Конституция; функции

Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.[1]. Конститу́ция — учредительный документ государствa. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения[2].

Вне зависимости от социальной системы государства, каждой конституции присуще некоторые функции:

Учредительная функция.

Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.

Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.

Политическая или социально-политическая функцияпроявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР.

Юридическая функция.

Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции[4]. Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд.

Наши рекомендации