Конституционно-правовые основы Союза Беларуси и России
Этапы интеграции Белоруссии и России.
Документы:
6.01.1995г. Соглашение о таможенном союзе.
21.02.1995г. договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и РБ.
2.04.1996г. договор об образовании сообщества России и Белоруссии.
Целью сообщества являлось:
Объединение материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики.
Создание равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Принципы сообщества:
Суверенитет и равенство сторон.
Демократизм и уважение прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.
Высшим органов являлся Высший совет. Исполнительным органом являлся Исполнительный комитет. На основании договора 29.04.1996г. в Санкт-Петербурге было подписано соглашение «О создании парламентского собрания сообщества России и Белоруссии». В него входило по 25 депутатов от каждого государства.
2.04.1997г. Договор о союзе России и Белоруссии.
23.05.1997г. подписан устав союза России и Белоруссии.
Сообщество преобразовывалось в союз. При этом сохранялся государственный суверенитет каждой из сторон. Устанавливалось гражданство союзов. Закреплялись полномочия его органов (высшего совета союза, парламентского собрания союза, исполнительного комитета союза).
Подписание 25.12.1998г.:
Декларации «О дальнейшем единении России и Белоруссии».
Соглашение между РФ и РБ «О создании равных условий субъектам хозяйствования».
Договор между РБ и РФ «О равных правах граждан».
Согласно этому граждане РБ и РФ имеют равные права избирать и быть избранными в органы союза, на участие в хозяйственной деятельности, доступность получения среднего специального и высшего образования, обмен жилищными помещениями, право на приобретение и владение имущества, право собственности, равные права на трудоустройство, оплату труда, отдых и т.д.
Подписание 8.12.1999г. договора «О создании союзного государства» и программы действий по реализации положений договора. Согласно этому договору определяются принципы союзного государства:
Суверенное равенство государств.
Добровольность и добросовестность выполнения взаимных обязательств.
Разграничение предмета ведения полномочий между союзным государством и государствами-участниками.
Органы союзного государства.
Высший государственный совет (главы государств, правительств, руководители палат парламентов).
Парламент союзного государства (Палата Союза (по 36 членов от каждого государства), Палата Представителей).
В настоящее время функции парламента осуществляет парламентское собрание России и Белоруссии по 36 депутатов от каждой стороны. Исполнительным органом является Совет Министров. Совет Министров формирует постоянный комитет, который возглавляется государственный секретарем. Должен быть создан суд союзного государства, счетная палата, комиссия по правам человека. Созданы органы:
Таможенный комитет.
Пограничный комитет.
Комитет по гидрометеорологии.
Телерадиовещательная организация.
Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию.
30 политическая система общества в РБ. Полит.власть реализуется через конкретную полит. систему. Под этим понимается система полит.институтов и организаций, полит. идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и функций избирательного права, общественного мнения, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее. В структуру полит.системы общества входит следующее:1) полит. структуры и общественные организации 2) политико-правовые нормы 3) полит. отношения 4) полит. сознание 5) полит. культура 6) избирательная система. Основой полит.системы общества является совокупность конкретных институтов и организаций, таких как гос-во, полит. партии, другие общественные организации, формальные и неформальные группы, церковь. Под институтом полит.системы понимается учреждение, обладающее властью в обществе. Характерной чертой политических институтов является то, что они создаются определенными общественными слоями и выражают их волю.
Классификация политических институтов:1) по характеру цели: институты законодательной, исполнительной и судебной власти 2) по удельному весу и значимости политической деятельности политические институты подразделяются на:
-собственнополитические (осуществляют политическую власть);-общесвеннополитические (в рамках общественных организаций) 3) по характеру деятельности:
-формальные (деятельность регламентируется конкретными правовыми нормами, зафиксированными в законодательных актах);-неформальные (действуют в рамках моральных норм, традиций, обычаев).Исторически первым и главным политическим институтом является государство. Политическая система общества призвана выполнять ряд функций:1) политическое целеполагание – определение целей и задач общества, разработка программы его деятельности;
2) властно-политическая интеграция общества – интеграция субъектов политики вокруг общих социально-политических целей и ценностей
•регулирование режима социально-политической деятельности в обществе – разработка и принятие законов, контроль за их исполнением, урегулирование; •функция обеспечения целостного руководящего действия на общественные процессы (мобилизация, использование ресурсов общества, руководство сферами общества); •политическая социализация личности – приобщение членов общества к политической деятельности;•функции артикуляции интересов – формирование своих требований и предъявление их тем, кто вырабатывает политические режимы; •функции агрегации интересов – обобщение и согласование требований и превращение их в политическую программу; •политические коммуникации – обеспечивать взаимодействиями между всеми элементами политической системы общества; •функция легитимизации – достижение соответствия реальной политической жизни официальными политическими и правовыми нормами
31 полит.партии и иные общественные объединения в полит. системе общества. Белорусские полит.партии не стали влиятельным элементом полит. жизни общества. Их представительство в парламенте незначительно, правительство формируется на непартийной основе. Да и идея партийности пока не получила широкого признания среди населения Беларуси.
Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий). В РБ создание и деятельность общественных объединений регулируется Конституцией РБ, Законом РБ от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и другими нормативными актами. Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Самая массовая общественная организация среди общественных объединений - профсоюзы. Общественные объединения оказывают существенное влияние на рост конструктивной социально-политической активности населения.