Vii. законодательство федерации
Статья 70
(1) Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерацией.
(2) Разграничение компетенции Федерации и земель определяется согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции.
Статья 71
В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают полномочиями на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом.
Статья 72
(1) В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами.
(2) В этой сфере Федерация имеет право законодательствовать тогда и поскольку, когда и поскольку общегосударственные интересы установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового или экономического единства требует федерального законодательного регулирования.
(3) Федеральным законом может быть установлено, что федеральное законодательное регулирование, если оно с точки зрения целей, указанных в абзаце 2, более не является необходимым, может быть заменено правовым регулированием земель.
Статья 73
Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:
1) иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;
2) гражданство Федерации;
3) свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача лиц другим государствам;
4) валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;
5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
6) воздушное сообщение;
6-а) железнодорожное сообщение, которое полностью или в своем большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также использование своих прав в отношении этих путей;
7) служба почты и телекоммуникаций;
8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации непосредственно федеральных корпораций публичного права;
9) правовая охрана промышленной собственности, авторское право и право издания;
10) сотрудничество Федерации и земель:
а) в области уголовной полиции;
b) для охраны основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли (конституционная охрана) и
с) для защиты от устремлений на территорию Федерации которые применением силы или направленными на это подготовительными действиями угрожают внешним интересам Федеративной Республики Германии, а также учреждение Федерального ведомства уголовной полиции и борьба с международной преступностью;
11) статистика для целей Федерации.
Статья 74
(1) Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие области:
1) гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;
2) акты гражданского состояния;
3) право союзов и собраний;
4) право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;
4-а) законодательство об оружии и взрывчатых веществах
5) отменен
6) дела беженцев и перемещенных лиц;
7) публичное социальное обеспечение;
8) отменен
9) военный ущерб и его возмещение;
10) обеспечение инвалидов войны, оставшихся в живых жертв войны и попечение о бывших военнопленных;
10-а) могилы павших воинов, могилы других жертв войны и жертв тирании;
11) хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, кустарная промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);
11-а) производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей, защита от опасностей, возникающих при высвобождении ядерной энергии или вследствие ионизирующего излучения, и устранение радиоактивных материалов;
12) трудовое право, включая организацию производства, охрану труда и посредничество по найму, а также социальное страхование, включая страхование от безработицы;
13) регулирование субсидий на образование и содействие научным исследованиям;
14) право принудительного отчуждения, поскольку оно касается дел, упомянутых в Статьях 73 и 74;
15) передача земли, природных богатств и средств производства в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства;
16) предотвращение злоупотреблений экономической властью;
17) содействие производству в сельском и лесном хозяйстве; обеспечение снабжения продовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и в прибрежных водах, охрана побережья;
18) оборот земельных участков, земельное право (исключая законодательство о взносах на освоение) и сельскохозяйственная аренда, а также жилищное дело, расселение, общежития;
19) мероприятия против общеопасных и заразных заболеваний людей и животных, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и к врачеванию, оборот лекарств, врачебных и наркотических средств и ядов;
19-а) хозяйственное обеспечение больниц и регулирование тарифов за предоставляемую в них помощь;
20) защита в обороте продовольствия и деликатесов, предметов первой необходимости, фуража, семенного и посадочного материала для сельского и лесного хозяйства, защита растений от болезней и вредителей, а также защита животных;
21) судоходство в открытом море и в прибрежных водах, также морские навигационные знаки, судоходство по внутренним водам, метеорологическая служба, морские каналы и внутренние водные пути общего значения;
22) дорожное движение, автомобильный транспорт, сооружение и поддержание автострад, а также взимание и распределение сборов за использование транспортными средствами общественных дорог;
23) рельсовые пути, не являющиеся железными дорога Федерации, за исключением фуникулеров;
24) уничтожение отходов, охрана воздуха от загрязнения борьба с шумом;
25) материальная ответственность государства;
26) искусственное оплодотворение человека, исследования и искусственное изменение наследственной информации, а также регулирование трансплантации органов и тканей.
(2) Законы, предусмотренные пунктом 25 абзаца 1, требуют одобрения Бундестага.
Статья 74-а
(1) Конкурирующее законодательство распространяется далее, на оплату и обеспечение лиц, состоящих в публично-правовом отношении службы и верности, поскольку Федерация не обладает согласно пункту 8 статьи 73 исключительной законодательной компетенцией.
(2) Федеральные законы, издаваемые в соответствии с первым абзацем, нуждаются в согласии Бундесрата.
(3) В согласии Бундесрата нуждаются также федеральные законы, издаваемые в соответствии с пунктом 8 статьи 73, поскольку они устанавливают критерии для структуры или исчисления оплаты и обеспечения, включая должностные оклады, или иные минимальные и максимальные ставки, не предусмотренные федеральными законами согласно первому абзацу.
(4) Первый и второй абзацы соответственно применяются оплате и обеспечению судей земель. К законам, издаваемым согласно первому абзацу статьи 98, соответственно применятся третий абзац.
Статья 75
(1) Федерация имеет право при наличии предпосылок, предусмотренных статьей 72, издавать типовые предписания для законодательства земель по следующим вопросам:
1) правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и других корпораций публичного права, поскольку Статья 74-а не предписывает иного;
1-а) общие принципы в области высшего образования;
2) общее положение печати и кино;
3) охота, охрана природы и забота о ландшафтах;
4) распределение земли, пространственная организация и водный режим;,
5) регистрация населения и выдача удостоверений личности;
6) защита немецких культурных ценностей от вывоза за границу.
Соответственно применятся абзац 3 статьи 72.
(2) Рамочные предписания лишь в исключительных случаях могут содержать конкретизирующее или не посредственно действующее регулирование.
(3) Если федерация издает рамочные предписания, то земли обязаны в отведенный законом срок издать свои необходимые законы.
Статья 76
(1) Законопроекты вносятся в Бундестаг Федеральным Правительством, членами Бундестага либо Бундесратом.
(2) Проекты Федерального Правительства подлежат внесению прежде всего в Бундесрат. Бундесрату принадлежит право высказываться об этих проектах в течение шести недель. Если он при наличии существенных оснований, в частности, с учетом объема проекта, потребует продления срока, то срок увеличивается до девяти недель. Проект, который при направлении в Бундесрат Федеральное Правительство определило как особо срочный, оно может по истечении трех недель передать в Бундестаг, даже если мнение Бундесрата по нему не получено; мнение Бундесрата немедленно по получении должно быть направлено Бундестагу. Для законопроектов по изменению настоящего Основного закона и по передаче суверенных прав согласно статье 23 или статье 24 срок представления заключения составляет девять недель; предложение 4 применению не подлежит.
(3) Проекты Бундесрата должны направляться Бундестагу через Федеральное Правительство в течение шести недель; Оно обязано высказать по ним свою точку зрения. Если Правительство при наличии существенных оснований, в частности, с учетом объема проекта, потребует продления срока, то срок увеличивается до девяти недель. Если Бундесрат в порядке исключения обозначил проект как особо срочный, этот срок составляет три недели, или же, если Федеральное правительство заявило требование в соответствии с предложением 3, шесть недель. Для законопроектов по изменению настоящего Основного закона и по передаче суверенных прав согласно статье 23 или статье 24 срок составляет девять недель; предложение 4 применению не подлежит. Бундестаг должен в течение надлежащего срока обсудить проекты и принять по ним решение.
Статья 77
(1) Федеральные законы принимаются Бундестагом. Принятые законы должны немедленно передаваться Бундесрату президентом Бундестага.
(2) Бундесрат может в течение трех недель по получении принятого закона потребовать созыва комитета, образуемо из членов Бундестага и Бундесрата, для совместного обсуждения проектов. Состав и процедура этого комитета регулируются регламентом, который принимается Бундестагом и нуждаются в одобрении Бундесрата. Входящие в этот комитет члены Бундесрата не связаны указаниями. Если для принятия закона требуется согласие Бундесрата, то Бундестаг и Федеральное Правительство могут потребовать созыва комитета. Если комитет предложит внести изменения в принятый законопроект, Бундестаг должен снова принять решение,
(2а) Если для принятия закона требуется его одобрение Бундесратом, Бундесрат должен в надлежащий срок принять решение об одобрении, если им не заявлено требование в соответствии с предложением 1 абзаца 2, или процедура согласования завершена без предложения об изменении закона.
(3) Если для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, Бундесрат может по окончании процедуры, указанной во втором пункте, в течение двух недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. Срок для внесения протеста исчисляется в случае, указанном в последнем предложения второго абзаца, со дни поступления нового решения Бундестага, а во всех других случаях – со дня поступления сообщения председателя комитета, предусмотренного во втором абзаце об окончании процедуры.
(4) Если протест был принят большинством голосов Бундесрата, он может быть отклонен решением большинства членов Бундестага. Если Бундесрат принял протест большинством не менее двух третей своих голосов, то для отклонения его Бундестагом требуется большинство в две трети голосов, но не менее большинства членов Бундестага.
Статья 78
Принятый Бундестагом закон считается вступившим в силу если Бундесрат его одобряет, не выдвигает требование согласно абзацу 2 статьи 77, не заявляет протеста в течение срока предусмотренного третьим абзацем статьи 77, или отзывает такой протест, или если протест отклонен Бундестагом.
Статья 79
(1) Основной закон может быть изменен только закономкоторый специально изменяет или дополняет текст Основного закона. При заключении международных договоров предметом которых является мирное урегулирование, подготовка мирного урегулирования, прекращение оккупационно-правового режима или служение обороне Федеративной Республики, то для подтверждения того, что положения Основного закона не противоречат заключению и вступлению в силу таких договоров, достаточно дополнения текста настоящего Основного закона, ограничивающегося таким подтверждением.
(2) Такой закон нуждается в согласии двух третей членов Бундестага и двух третей голосов Бундесрата.
(3) Не допускается изменение настоящего Основного закона, затрагивающее разделение Федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве или принципы, установленные в Статьях 1 и 20.
Статья 80
(1) Закон может уполномочить федеральное Правительство, федерального министра или правительства земель издать правовые постановления. При этом законом должны быть определены содержание, цель и объем предоставленного полномочия. В постановлении должно указываться его правовое основание. Если законом предусматривается дальнейшая передача полномочий, то для передачи полномочий требуется правовое постановление.
(2) В согласии Бундесрата нуждаются, если иное не оговорено федеральным законом, правовые постановления федерального Правительства или федерального министра об основных принципах и тарифах при использовании федеральных железных дорог, основных положений о праве пользования железными дорогами Федерации, службой почты и телекоммуникаций, о строительстве и эксплуатации железных дорог, а также правовые постановления, издаваемые на основании та ких федеральных законов, которые нуждаются в согласии Бундесрата или выполняются землями по поручению Федерации либо в порядке их собственной компетенции.
Статья 80-а
(1) Если в настоящем Основном законе или федеральном законе об обороне, включая защиту гражданского населения определяется, что правовые предписания могут применяться только в силу настоящей статьи, то их применение, вне состояния обороны, допускается, только если Бундестаг констатирует наступление состояния напряженности или даст особое согласие на применение. Констатация состояния напряженности и дача особого согласия, указанные в первом предложении пятого абзаца и во втором предложении шестого абзаца статьи 12-а, требуют большинства в две трети поданных голосов.
(2) Меры на основании правовых предписаний, указанные первом абзаце, должны быть отменены, если того потребует Бундестаг.
(3) В отступление от первого абзаца применение таких правовых предписаний равно допускается на основании и в пределах решения, принятого международным органом в рамках союзного договора с согласия федерального Правительства, Меры, принятые на основании настоящего абзаца, должны быть отменены, если того потребует Бундестаг большинством голосов своих членов.
Статья 81
(1) Если в предусмотренном статьей 68 случае Бундестаг не распущен, Федеральный Президент может по предложению Федерального Правительства и с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении законопроекта, отклоненного Бундестагом, хотя федеральное Правительство определило этот законопроект как неотложный. Это применимо также в случае отклонения какого-либо законопроекта, даже если федеральный Канцлер связывал с ним свое предложение, предусмотренное статьей 68.
(2) Если Бундестаг после объявления состояния законодательной необходимости снова отклонит законопроект или примет его в неприемлемой для Федерального Правительства редакции, то закон считается вступившим в силу, если Бундесрат его одобрит. Это применимо также в том случае, если проект не будет принят Бундестагом в течение четырех недель после его нового внесения.
(3) В период нахождения Федерального Канцлера в должности любой другой отклоненный Бундестагом законопроект также может быть принят согласно абзацам 1 и 2 настоящей статьи в течение шести месяцев после первого объявления состояния законодательной необходимости. По истечении этого срока не допускается дальнейшее объявление такого состояния в период нахождения в должности того же федерального Канцлера.
(4) Основной закон не может быть ни изменен, ни частично либо полностью отменен или приостановлен на основании закона, принятого согласно абзацу 2.
Статья 82
(1) Законы, вступившие в силу на основании предписаний настоящего Основного закона, после контрассигнации оформляются федеральным Президентом и публикуются в “Бундесгезетцблатт”. Правовые постановления подписываются издавшими их органами, оформляются и, если иное не установлено законом, публикуются в “Бундесгезетцблатт”.
(2) В каждом законе и в каждом правовом постановлении должен быть указан день их вступления в силу. При отсутствии такого указания законы и постановления вступают в силу на четырнадцатый день после выхода соответствующего номера “Бундесгезетцблатт”.