Источники конституционного права как отрасли права :понятие, виды, иерархия.
Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную территорией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования.
К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного права, относятся:
1. Конституции. Конституция Российской Федерации - главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов высшей юридической силой. В России федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории России (ст. 4 Конституции Российской Федерации), поэтому конституции республик не должны противоречить ей. Аналогичной юридической силой на соответствующей территории обладают уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, установленного ч.1. ст.5 Конституции Российской Федерации.
2. Законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую устанавливается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Федерации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопросам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Российской Федерации. Конституцией указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.З. ст.76), обладающим более высокой юридической силой. Федеральные конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, предусмотренным самой Конституцией (таких вопросов пятнадцать), в особом, более усложненном порядке и не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации. Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами соответствующих субъектов Федерации.
3. Договоры и соглашения. Различаются международные договоры и соглашения Российской Федерации и внутренние договоры и соглашения. Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что ратифицированный международный договор по юридической силе стоит выше, чем закон, так как его нормы не могут отменять нормы или противоречить нормам международного права. Из числа внутренних договоров важнейшим источником конституционного права является Федеративный Договор от 31 марта 1992г., в котором закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов. В 1994 г. заключен договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. В дальнейшем такие договоры были заключены не только с республиками, но и с другими субъектами Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы.
4. Декларации - как особая форма источников конституционного права выражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития. В декларациях, как правило, определяются новые концепции развития государственности, формулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство. Принятые Съездом народных депутатов или Верховным советом РСФСР Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит упоминания о декларациях, об их юридической силе и порядке принятия. Однако принятие деклараций не исключено, и поэтому можно сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе их принимать без соблюдения обычной законодательной процедуры.
5. Регламенты палат Федерального Собрания.Источниками конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждой палатой для организации своей деятельности, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.).
6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации - издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов.
7. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральные министерства, госкомитеты и ведомства правомочны принимать правовые акты по своим направлениям деятельности. При этом юридическую силу имеют только акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликованные в официальных изданиях.
8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. К числу источников конституционного права относятся постановления, в которых устанавливается соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции. Любые акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению. 9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не будет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих территорий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
11. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляя публичную власть, издают в пределах своих полномочий правовые акты. Источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).