История развития законодательства о гражданстве.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. 1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР.

В ст. 7, Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось "основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев". 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Он установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упрощенный порядок.

Отличие упрощенного порядка от общего порядка приема в гражданство:

1) решение о приеме в упрощенном порядке принимают те же органы, что и заявление, а именно: 1) если лицо находится за пределами РФ – то дипломатич представитва и консульские учреждения; 2) если лицо на территории РФ – территориальные органы ФМС.

2) Решение о предоставлении рос гражданства в общем порядке принимаются в теч 1 года, а в упр – 6 месяцев.

3) В общем порядке нужно соблюдать 5 обяз условий, в упрощ – эти условия также нужно соблюдать, кроме ценза оседлости, заявление о приеме в гражданство м подать с момента регистрации лица, без получения вида на жительство.

4) Под упрощенный порядок подпадают только опред катугр=ории иностр граждан и лиц без гр-ва. Перечень таких критериев прямо установлен в ФЗ о гр-ве.

a. Если лицо имеет хотя бы 1 родителя, прож на террит РФ и им гр-во РФ;

b. Нетрудоспособные лица, имеющие трудоспособного сына или дочь, имеющего гр-во РФ.

c. Лицо, прож на территории госв, входящих в прошлом в состав СССР, не получившее гр-во этих госв и оставшееся лицом без гр-ва.

d. Лицо, вступившее в законный брак и прожившее в этом браке не менее 3х лет.

e. Ветераны ВОВ.

f. Лица, прож в госвах, входящих в прошлом в состав СССР и получивших после 1 июня 2002 г среднеспец или высшее образование на терр РФ.

Восстановление в гражданстве

Это Основание применяется в отношении бывших граждан РФ, прекративших рос гражданство по любым из оснований. При Приобретение рос гр-ва эти лица д соблюдать все условия, установленные для общего порядка приема в гр-во. За 1м исключением – ценз оседлости сокр с 5 до 3х лет.

Оптация

Основание прим в отношении лиц, прожив на приграничной территории, в случаях, если территория по международному договору переходит от 1 гос-ва к другому. Выделяют позитив и негатив оптацию. Позитивная оптация предполагает, что лицо сохраняет за собой прежнее гражданство. Негативная – отказ от прежнего и получение нового гр-ва.

Иные основания

Список основания приобрет гр-ва не явл закрытым он м изменяться в соответствии с международными договорами.

Прекращение гражданства

Выход из гражданства.

Действующее законодательство предусматривает общий и упрощенный порядок выхода из гражданства.

Общий порядок:

Заявление, как в общем, так и в упрощ порядке, подаются в те же органы, что и при приеме, т.е., если лицо за границей – в дипломатические представительства и консульские учреждения, а если на территории РФ – то в территориальные органы ФМС.

Решение о выходе из гр-ва в общем порядке приним президентом РФ. Этот порядок действует в отн всех гр-н РФ, прож на терр РФ.

Порядок выхода из гр-ва в общем порядке (такой же поядок и в отн приема):

1) После подачи заявления в терр органы фмс оно рассматривается данным органом на предмет соответствия поступивших документов фактическим обстоятвам, послужившим основанием для выхода (приема) из (в) граждво. Результаты проверки оформл в заключении. На процедуру отводится 2 месяца.

2) Доки передаются в террит органы ФСБ, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.

3) Доки передаются в фмс, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.

4) Доки передаются в ФСБ, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.

5) Все заключения передаются в комиссию по ? гр-ва, созданную и действующую при Президента РФ. Это совещательный и консультативный орган без права принятия окончательного решения. Комиссия лишь рассматривает поданные доки и подготавливает для президента в теч 2х месяцев. После этого доки передаются Президенту РФ.

6) Решение о выходе (приеме) из (в) гражд-ва приним Презид-том РФ в теч 2х месяцев и оформ указом.

Упрощенный порядок:

Отличие упрощ порядка выхода аналогичны упрощ порядку приема в гр-во.

Упрощ порядок действ в отношении определенных категорий граждан:

1) Если рос гр-н проживает на территории другого государства.

2) Выход из гр-ва ребенка, один из родителей которого гр-н РФ, а другой – иностр гр-н.

3) Выход из гр-ва ребенка, единственный родитель которого является иностр гр-ном.

Существуют определенные основания отказа в выходе из российского гражданства, как в общем, так и в упрощенном порядке:

1) Имеются невыполненные перед РФ обязательства.

2) Лицо привлечено к обвинению по уголовному делу или имеется невыполненный приговор суда.

3) Лицо не имеет гарантий приобретения гр-ва другого гос-ва. В результате чего оно может быть лицом без гр-ва.

4) Оптация.

Наши рекомендации