Правовые основы деятельности средств массовой информации.
Ст. 29 К РФ предусмотрела возможность для каждого человека не только на свободу мысли, но и на свободу слова. Каждый м свободно производить, получать, распространять информацию различными способами. Для распространения информации создаются специальные учреждения, получившие название СМИ. Их правовое положение отрегулировано Законом РФ от 27 декабря 1991 года. Этот закон впервые в истории современной России провозгласил принципы свободы средств массовой информации и запрет цензуры. Под СМИ понимается:
1) печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, при условии, если они имеют постоянное название, номер и выходят не реже 1 раза в год;
2) радио, видео, телепрограмма, кинохроникальная программа при условии, если они имеют также название и выходят не реже 1 раза в год;
3) иная форма передачи инфы, например, инфа, передаваемая, созданная с помощью компьютера, содержащаяся в его базах данных тиражом не менее 1000.
Для создания СМИ предусматривается не уведомительная, а разрешительная процедура. Учредителями СМИ м выступать граждане РФ, организации, в т.ч. полит партии, обществ объединения, религиозные объединения, гос органы. Не м б учредителями:
1) граждане РФ, не достигшие 18 лет;
2) отбывающие наказание в местах лишения свободы;
3) душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными;
4) организации, деятельность которых признана недействительной, нарушающей действующее законодательство;
5) иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно не проживают на территории РФ.
Особый запрет установлен для телевещания. Учредителями СМИ, осуществляющих телевещание не мб
1) иностранные граждане;
2) иностранные юр лица;
3) гр-не РФ, имеющие 2ное гр-во;
4) Российские юр =), если доля иностранного капитала в уставном или складочном капитале превышает 50%, и если телевещание б осуществляться на территории 50% и более субъектов РФ, или на территории, где проживают 50 и более % гр-н РФ.
Регистрирующим органом является:
1) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, если продукт СМИ будет распространяться за пределами РФ, в пределах РФ или в пределах нескольких субъектов РФ;
2) территориальными органами данной службы, если продукт СМИ будет распространяться в пределах 1го субъекта или МО.
По окончании регистрации, которая д б произведена в течение 1 месяца со дня подачи заявления, выдается соответствующее свидетельство о регистрации СМИ. В течение 1 года редакция СМИ обязана выпустить в свет или эфир свою продукцию, иначе свидетельство о регистрации признается недействительным. Не подлежат регистрации следующие СМИ:
1) создаваемые органами ГВ или МСУ для сообщения инфы о их деятельности или издание их нормативных актов;
2) теле- радио- программы, распространяемые по кабельным связям в рамках одной организации, предприятия, учреждения;
3) аудио- видео- программы, распространяемые в копиях, не более 10.
С момента регистрации вся деятельность СМИ передается учредителям в специально-созданной редакции, которая действует на профессиональной основе, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редакции. Исключение: случай, если учредитель и редакция являются 1м лицом. Взаимоотношения учредителя и редакции строятся на договорной основе. В договоре, подписанном сторонами, регулируются вопросы производственной, хоз деясти, фин отношения. Договор действует до утверждения устава редакции. Устав редакции не принимается и договор продолжает действовать, если в состав редакции входит менее 10 членов. Основным документом, регламентирующем деятельность СМИ, является устав редакции. Он принимается на общем собрании всех штатных сотрудников редакции – журналистов. Копии устава редакции или договора передаются в регистрирующий орган не позднее 3х месяцев с момента первого выхода в свет или в эфир соответствующего СМИ. Редакцией СМИ предоставляется возможность деятельности в качестве организации любой организационно-правовой формы, предусмотренной гражданским кодексом и получения прав юр лица. В этом случае редакция д пройти еще одну регистрацию, предусмотренную ФЗ «о гос регистрации юр лиц и индивидуальных предпринимателей». На регистрацию передается еще 1 устав организации. Но если в уставе редакции положения, касающиеся организации все отрегулированы, то устав организации не принимается и не утверждается, а на регистрацию передается устав редакции.
Политические партии.
Ст. 13 К РФ предусмотрела в качестве одного из принципов основ КС принцип многопартийности. Правовая регламентация этого принципа отрегулирована ФЗ 2001 г. «О политических партиях». Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах ГВ и МСУ. Действующее законодательство предъявляет к политическим партиям ряд требований:
I. По количеству членов. Минимальное количество членов в политической партии – 45 000. С 1 января 2012 г. Этот норматив будет снижен до 40 000.
II. Политическая партия имеет свою внутреннюю структуру и состоит из региональных отделений. Всего партия д иметь региональные отделения в более, чем ½ субъектов РФ, а значит, все политические партии признаются общероссийскими и невозможно создание межрегиональных, региональных и местных партий. Деятельность партии распространяется только на территории РФ, а значит, невозможно создание международных партий.
III. Руководящий орган партии м действовать только на территории РФ.
IV. Современные российские партии м строиться только по территориальному принципу. Запрещены такие варианты строительства партий по национальному принципу, религиозному или профессиональному. Органы партии, отделения не м находиться в вооруженных силах, правоохранительных органах, органах ГВ и МСУ, а также коммерческих и некоммерческих организациях. Партия м б создана 2мя способами:
I. путем учреждения через проведение учредительного съезда;
II. путем преобразования из общероссийского общественного движения или общероссийской общественной организации.
V. Партия представляет собой добровольное объединение членов партии. Членом партии м б только гражданин РФ, достигший 18 лет, дееспособный, он м состоять только в 1й партии, при условии вхождения в определенное региональное отделение партии по месту своего постоянного или преимущественного проживания. На территории 1го субъекта действует только 1 региональное отделение партии. Член партии не пользуется никакими льготами и преимуществами, но и не подвергается дискриминации по факту своих политических убеждений и вхождения в ту или иную партию. Член партии не связан партийными решениями за исключением: член партии, входящий в определенную фракцию в ГД связан партийным решением.
VI. Действующий закон регламентирует деятельность лишь парламентских партий, т.е. тех, которые приходят к власти путем победы на выборах. На федеральных выборах только партии получили возможность участия в выборах, при условии, если политическая партия прошла государственную регистрацию и получила права юридического лица. Регистрируется не только партия в целом, но и каждое региональное отделение. Правила регистрации аналогичны регистрации общественного объединения.
VII. За участие в выборах партиям выплачивается государственная компенсация. Она рассчитывается по следующей схеме: 20 рублей с учетом индексации, умноженных на количество голосов избирателей, проголосовавших за данную партию. Компенсация выплачивается в следующих случаях:
I. если по итогам выборов депутатов ГД партия набрала не менее 3% голосов избирателей;
II. если по итогам выборов Президента РФ, представитель от партии набрал не меньше 3% голосов избирателей.
VIII. Если партия не участвует в выборах в течение 5 лет, то она прекращает свое действие в принудительном порядке по решению Верховного Суда РФ.