Стадии проведения Референдума.
I. Назначение референдума.
1) Формирование региональных инициативных групп. Их д б создано не менее, чем в половине субъектов РФ. В каждой региональной группе не менее 100 членов. Образуется региональная группа на специально проводимом собрании, на котором м присутствовать члены центральной избирательной комиссии и избирательной комиссии субъекта РФ. О чем их необходимо поставить в известность минимум за 5 дней. В течении всего собрания ведется протокол, подписи всех присутствующих д б нотариально удостоверены. На собрании принимаются решения по следующим вопросам:
а) утверждение вопроса референдума;
б) формирования региональной инициативной группы;
в) выборы уполномоченного лица данной группы.
2) Уполномоченные лица от каждой региональной группы обращаются в соответствующие избирательные комиссии субъекта с заявлением об утверждении (удостоверении) их полномочий.
3) Избирательная комиссия субъекта ставит в известность центральную изб ком (ЦИК) незамедлительно о выбранной инициативе проведения референдума. ЦИК в 10 дней проверяет вопрос референдума на его соответствие ФКЗ. Соответствующие избир ком субъекта в 15-дневный срок проверяют ходатайство об удостоверении прав региональных групп. Если проблем нет, то либо подтверждают полномочия, либо нет.
4) Формирование единой инициативной группы. Она д б организована не позднее 2х месяцев с момента удостоверения полномочий первой из региональных инициативных групп. Формирование единой инициативной группы осуществляется на специально проводимом собрании, на котором вправе присутствовать уполномоченные всех региональных инициативных групп. На этом собрании принимается решение о формировании единой инициативной группы и выбирается уполномоченный от единой группы.
5) Представитель от единой инициативной группы обращается в ЦИК с ходатайством об удостоверения полномочий единой группы. Проверка ЦИК осуществляется в теч 10 дней, в результате которых полномочия удостоверяются или нет.
6) Начиная со следующего дня, со дня удостоверения полномочий группы, начинается сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Всего нужно собрать не менее 2 млн. подписей. В каждом субъекте – не больше 50 тыс. Собирать подписи м только в тех субъектах, в которых созданы региональные инициативные группы. На сбор подписей отводится 45 дней. Не позднее 18 часов по местному времени подписи д б сданы в ЦИК.
7) В течение 30 дней ЦИК проверяет сданные инициативной группой подписи, но не все 100% подписей, а только 40%, которые определяются путем случайной жеребьевки. По окончании проверки принимается (ЦИКом) соответствующие решение по подготовке референдума, которое передается Президенту РФ.
8) Президент РФ выдвинутый вопрос референдума передает в Конституционный Суд.
9) Конституционный Суд проверяет вопрос референдума на соответствие его КРФ. Соответствующее решение передается Президенту.
10) Если Конституционный Суд принял решение о соответствии вопроса Р КРФ, то Президент РФ в 15-дневный срок своим указом назначает Р.
II. Подготовка к проведению референдума.
1) Формирование округа референдума и избирательных участков. Выборы референдума проводятся по единому округу, которым является вся территория РФ. Округ состоит из определенного количества избирательных участков. По общему правилу избирательные участки м создаваться на территории, на 1 участок не д приходиться больше 3000 избирателей. Формируются избирательные участки главой МО по согласованию с территориальной избирательной комиссией. Особые участки м создаваться в лечебных учреждениях, домах отдыха, полярных станциях, кораблях, находящихся в плавании. За границей граждане РФ голосуют на особых участках, организуемых в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях. Военнослужащие голосуют на общих участках, за исключением тех военных частей, которые находятся в трудно доступных или удаленных местностях. В таких частях организуются особые участки.
2) Формирование комиссий по проведению референдума.
а) ЦИК – постоянна и не формируется. Ей придается статус комиссии по проведению референдума.
б) Избирательная комиссия субъекта РФ (постоянная, ей придается статус к по пров р)
в) Территориальная (постоянная, придается статус)
г) Участковая изб ком – всегда временная. Она формируется вышестоящей комиссией (территориальной). Срок не ранее 30 и не позднее 28 дней до дня голосования. Срок ее полномочий заканчивается по истечении 10 дней с момента официального подведения итогов референдума.
3) Формирование списков избирателей, участвующих в референдуме. Списки граждан РФ, зарегистрированных на данной территории, передаются главой МО в территориальную избирательную комиссию, которая на основании этих данных формирует список либо по месту жительства избирателей, либо по алфавиту. Список составляется в 2х экземплярах, подписывается председ и секретарем комиссии, удостоверяется печатью, не позднее 21го дня 1 экземпляр передается в участковую избир комиссию. С этого момента граждане РФ имеют право ознакомления со списком. Если в случае ознакомления гражданин выявит неточности в списке, касающиеся своих данных, то он вправе обратиться с заявлением в участковую избирательную комиссию с исправлением выявленных нарушений. Заявление рассматривается комиссиейв течении 24 часов, а в день голосования в 2 часа. Окончательный список избирателей, участвующих в р составляется участковой изб ком с учетом выявленных нарушений.
4) Финансирование. Средства на проведение референдума закладываются отдельной строкой в Федеральном бюджете. Денежные средства перечисляются на счет ЦИК в течение 5 дней с момента официального назначения референдума. Счет ЦИК открывается в Центральном Банке. Затем ЦИК распределяет полученные средства между избирательными комиссиями субъекта, те между территориальными изб комиссиями, а те – между участковыми. Счета каждой соответствующей комиссии открываются в ЦБ или его управлениях, а если это невозможно, то в Сбербанке. Ответственными за расходование средств являются председатели комиссий. После проведения Р каждая комиссия отчитывается за выделенные ей средства, за их расход. Причем в обратном порядке – участковые перед территориальными, территориальные - перед комиссиями субъекта, комиссии субъекта – перед ЦИК, ЦИК – перед палатами Парламента.
5) Инициативная группа формирует фонд референдума. Им является специально открываемый расчетный счет. Где аккумулируются все поступающие средства. Эти средства необходимы для проведения агитации и подготовки к проведению референдума.
6) Проведение агитации. Установлен определенный агитационный период. Он начинается с момента удостоверения полномочий инициативной группы и формирования ею своего фонда. Агитация заканчивается в 0 часов по местному времени за день до дня голосования. В СМИ агитация начинается за 30 дней, оканчивается в тот же период. Агитация м осуществляться различными формами:
а) изготовление печатной, аудио-визуальной и иной продукции;
б) проведение публичных мероприятий – собраний, митингов, шествий и т.д.;
в) агитация в СМИ, в т.ч. проведение круглых столов, рекламных роликов, выступлений и т.д.
III. Голосование.
Оно начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени.
IV. Подведение итогов референдума.
1) В 20 часов по местному времени председатель участковой избирательной комиссии объявляет о закрытии участка и начинается подсчет голосов избирателей путем суммирования данных из избирательных бюллетеней. Подсчет осуществляется без перерыва до полного пересчета всех бюллетеней. По окончании пересчета и установлении выявленных данных оформляется протокол в 2х экземплярах. 1 протокол передается в ТИК. Со 2го делается ксерокопия и вывешивается для всеобщего ознакомления. 2й экземпляр хранится в материалах дела избирательной комиссии.
2) ТИК суммирует денные из протоколов УИК в теч 3х дней со дня голосования. По окончании подсчета оформляется протокол в 2х экземплярах. См. пункт выше.
3) ИКС суммирует данные из протоколов ТИК в теч 5 дней со дня голосования. По окончании см пункт выше.
4) ЦИК суммирует данные из протоколов ИКС и подводит итоги референдума. Вопрос референдума считается принятым при соблюдении 2х условий:
а) если в голосовании приняло участие более половины граждан РФ, обладающих активным избир правом;
б) за вопрос референдума проголосовало больше половины голосовавших.
5) В теч 3х дней со дня подписания протокола ЦИК, она обязана опубликовать результаты референдума. С этого момента вопрос референдума вступает в юр силу и подлежит обязательному исполнению. Принятое решение не м утверждаться никакими органами власти.
Общественные объединения.
Ст. 30 КРФ предусмотрела возможность объединения граждан без указания, в какие именно организации. Лишь ч. 2 этой ст. уточняет возможность объединения в профессиональные союзы. Ст. 13 КРФ предусматривает, что все общественные объединения равноправны, действуют на равной, одинаковой основе. Исходя из этих положений м сделать вывод о том, что К предусматривает возможность объединения в общественные объединения, которые действуют на равноправной основе, а профсоюзы выступают как 1 из видов общественного объединения.
Правовая регламентация деятельности общественных объединений отрегулирована ФЗ 1995 г. «Об общественных объединениях». Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Существует несколько правил:
1) общественное объединение - не организация;
2) общественная организация – 1 из форм общественного объединения;
3) политическая партия – не самостоятельное понятие, а 1 из форм общественного объединения;
4) общественные объединения могут действовать без прав юр лица и могут проходить гос регистрацию или не проходить;
5) общественные объединения и религиозные объединения не являются видом одного по отношению к другому, это различные понятия, каждое действует в своей определенной сфере.
Организационно-правовые формы общественного объединения:
I. общественная организация:
1) наличие обязательного членства;
2) основой создания является совместная деятельность;
3) цель создания – защита общих интересов.
II. общественные движения:
1) отсутствие членства;
2) по количеству участников – массовое объединение;
3) цель создания – социально-политические и иные общественно-полезные цели.
III. общественный фонд:
1) отсутствие членства;
2) цель создания – формирование имущества на основе добровольных взносов и использование его на общественно-полезные цели.
IV. общественное учреждение:
1) Отсутствие обязательного членства;
2) Цель создания – оказание конкретного вида услуг;
3)
V. орган общественной самодеятельности:
1)отсутствие обязательного членства;
2) цель создания – решение различных социальных проблем, возникающих по месту учебы, работы, жительства, при наличии следующих условий :
- если данная проблема возникает у неограниченного круга лиц;
- если разрешение данной проблемы закреплено не только в учредительном документе, но и в специально разработанной социальной программе;
VI. политическая партия.