Понятие Конституционного Права как отрасли права.
Понятие Конституционного Права как отрасли права.
Конституционное право является одной из отраслей Российского права, для которой характерны свой предмет и метод правового регулирования. По этим двум основаниям и проводится отграничение этой отрасли от других отраслей. Предмет отрасли конституционное право характеризуется рядом особенностей:
I. Данная отрасль регулирует отношения не в одной сфере жизнедеятельности человека, а практически во всех, в том числе в политической (ст. 13 п.3), экономической (ст. 8), социальной (ст.7), культурной, духовной, идеологической (ст. 13) и др.
II. Данная отрасль закрепляет, устанавливает лишь базовые принципы, исходные, основополагающие положения. Исходя из них, осуществляется регулирование в других отраслях права. Так, на принципах ст. 7 и 37 Конституции РФ построено трудовое законодательство, отрасль гражданского права построена на принципах статей 8, 9, 34-36 К РФ.
В предмет отрасли КП входят 4 группы отношений:
I. Отношения в сфере установления основ Конституционного строя,
т. е. регулирование, установление и закрепление государственного суверенитета, народовластия, политического и идеологического многообразия, экономической свободы, социальных основ.
II. Правовое положение человека и гражданина,
т. е. закрепление прав, свобод и обязанностей личности, гарантии обеспечения прав, ограничение прав и свобод, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, статусы беженцев и вынужденных переселенцев, политическое убежище.
III. Установление федеративного устройства РФ,
т. е. установление и закрепление государственных символов, языка, конституционно-правового статуса РФ, статуса субъектов РФ, административно-территориального устройства.
IV. Отношения по организации органов государственной власти и органов местного самоуправления,
т. е. регулирование отношений по формирование организации деятельности федеральных органов ГВ, субъектов РФ, органов МСУ.
Конституционное правоРФ– это ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, призванных устанавливать, закреплять и регулировать общественные отношения в сфере основ конституционного строя, правового положения человека и гражданина, федеративного устройства и организации органов ГВ и МСУ. КП является публичной отраслью права.
Место и роль Конституционного права в правовой системе России
Конституционное право как отрасль права – единая органичная система.
Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и содержания его основного источника - Конституции Российской Федерации. В нормах конституционного права закреплены основополагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст.8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст.9 -земельного права; ст.37 - трудового права и т.д. В регулировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов конституционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Ведущее место конституционного права определяется, таким образом, тем, что конституционные нормы и принципы лежат в основе всей текущей нор-мотворческой деятельности. Особенно эта роль возрастает с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и дополняется вся законодательная система государства.
Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного права. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права. Нормы других отраслей права конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.
Источники науки КП.
Источниками науки КП являются те носители информации, в которых содержатся накопленные знания о КП и изучение которых позволит дать исследователю новые знания.
Первую группу источников составляют нормативные акты. К источникам науки относятся все источники отрасли КП, но если для отрасли источниками являются только действующие нормативные акты, то для науки это как действующие, так и утратившие свою юридическую силу и переставшие действовать, а также проекты принимаемых нормативных актов.
Во вторую группу входят труды ученых (исследователей). Любой научный труд любого исследователя признается источником науки КП, если в нем поднимаются проблемные вопросы развития общества и государства и предлагаются решения этих задач. Исследователями могут быть не только ученые, но и целые кафедры, научные институты, практикующие работники, даже студенты. Их исследования, представляющие собой определенный мыслительный процесс, находят в результате объективную форму в виде учебников, диссертаций, тезисов конференций, статей в журналах, дипломных работ и т.д.
Третью группу источников науки КП составляет практика. Полученные в результате проведенных исследований знания должны быть реализованы на практике, т.е. воплощены в жизни. Источником науки КП является как правотворческая, так и правоприменительная практика. Правотворческая практика – это отслеживание этапов принятия нормативно-правовых актов. Правоприменительная – это отслеживание результатов применения нормативных актов в повседневной жизни.
Конституция 1918г.
Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты Советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.
Конституция 1925 г.
Причина - образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в Конституции появились положения, определяющие их статус.
Конституция 1937 г.
Причина - вследствие принятия Конституции СССР 1936 г., вступление страны в новый этап ее развития - социализм победил окончательно. Конституция сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Конституция закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые введена норма о праве выхода РСФСР из СССР.
Конституция 1978 г.
Отразила этап развития социализма. Понятие «трудящиеся» заменено на «народ», который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан, независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.
Конституция 1993 г.
Конституция РФ является основным источником КП. Ее роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение среди других источников конституционного права.
Во-первых, она выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимается народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она касается сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституция РФ обладает высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить Конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для Конституции РФ не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвертых, нормы Конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.
Верховенство.
Означает, что Конституция, как и любой другой акт, призвана регалировать ОО, но в отличие от других актов, это отношения более высокого порядка, знаковые отношения, которые на 1 акт не регулирует 4 вида ОО.
Высшая юридическая сила.
Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие в РФ нормативные акты. Все коллизии толкуются в пользу Конституции. Если акт не соответствует К, то он прекращает свое действие через механизм действия Конституционного Суда.
Прямое действие.
Это конституционное свойство впервые закреплено в ч. 1 чт. 15. Как правило нормы К – это нормы цели, задачи, дефиниции, принципы, следовательно, каждая норма должна быть детально регламентирована в спец. принимаемом НА. Но если НА той или иной норме К не принят, то действует норма К, т.к. обладает прямым действием.
Ядро правовой системы.
На нормах К построена целая отрасль права, в то же время К возглавляет Российскую правовую систему.
Особая охрана и защита К.
Охранять и защищать конституцию призваны:
1) Президент РФ, являющийся гарантом К. Осуществляя данную функцию он имеет право отклонить закон, если считает, что он нарушает нормы К, приостановить действие акта субъекта РФ на том же основании, отменить действие постановления правительства.
2) Конституционный суд РФ. Разрешает дела о несоответствии (см. 125).
3) Прокуратура РФ. Одним из видов надзора является надзор за соблюдением КРФ и законодательства РФ. Прокуратура осуществляет надзор за деятельностью федеральных органов власти, органов З/дВ, ИВ субъекта РФ, органами контроля, военного управления, руководящими органами коммерческих и некоммерческих организаций.
Структура Конституции РФ.
Конституция РФ состоит из преамбулы и 2х разделов.
Преамбула – вступительная часть, введение. В отличие от основной части имеет больше политико-идеологическое звучание, чем правовое. В преамбуле раскрывается способ принятия К и 1 из ее черт – это ее народность, т.к. закреплено, что «Мы, многонациональный народ России <…> принимаем Конституцию РФ». В основном в преамбуле содержатся базовые ценности на которых основан сложившийся КС.
Практическое значение преамбулы:
1) Конституционный Суд исходит из положений преамбулы при толковании норм К;
2) если возникает пробел в праве и нельзя применить аналогию закона, то применяется аналогия права, а значит, определенная жизненная ситуация разрешается исходя из положений преамбулы К.
Первый раздел не имеет названия, состоит из 9 глав и 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.
Структура первого раздела:
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137).
Второй раздел – Заключительные и переходные положения не имеет глав и статей, а состоит из 9 пунктов. Этот раздел был необходим при переходе от Конституции РСФСР 1978 года к Конституции РФ 1993 года. Он устанавливал переходный период, в течение которого вводились в действие нормы новой К.
Виды конституций в РФ.
В РФ действует 2 вида конституций: Федеративная К и К республик. К ним по правовому положению приравниваются уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных округа и областей, т.е. они имеют одинаковое юридическое значение. Они призваны возглавлять правовые системы субъектов РФ. Отличия между ними проводятся только по 1 основанию: уставы, согласно п.2 ст. 66 КРФ призваны принимать з/д (представительные) органы субъектов РФ, п. 1 ст. 66 не установил порядка принятия К республиками в составе РФ, а значит этот вопрос может решаться республиками самостоятельно.
Большей юридической силой обладает Федеративная К, поэтому К-У субъектов РФ должны ей соответствовать. Если не соответствует положение этих актов КРФ, то данный вопрос решается на уровне К Суда РФ.
ФК закрепляет исключительный предмет ведения РФ и ее субъектов, но не устанавливает предмет ведения субъектов РФ. В ст. 73 КРФ говорится, что к ведению субъекта РФ могут относиться те вопросы, которые не относятся к исключительному ведению РФ (ст. 71) и совместному ведению (ст. 72).
Свой предмет ведения каждый субъект РФ закрепляет на уровне Конституции, Устава. Как правило, в них закрепляются следующие положения:
1) символы субъекта;
2) правовое положение административного центра;
3) статус 2-го гос языка (только в республиках);
4) административно-территориальное устройство;
5) систему органов субъекта РФ, порядок формирования, полномочия, взаимодействие и прекращение действия.
В Ульяновской области были приняты и действовали только 2 устава:
1) устав Ул. Обл. 1996 года – утратил силу;
2) устав Ул. Обл. – 2005 года – действующий.
Появилась глава «Уполномоченный по правам человека в Ульяновской Области».
Народовластие.
Ст. 3. Всей полнотой власти в РФ наделяется ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть либо непосредственно, через формы прямой демократии, либо через своих представителей, через формы представительной демократии.
Федерализм.
Ст. 5. По форме гос устройства Россия признается федерацией. Федерация – это союз, доброволдьное объединение суверенных госв, которые в результате объединения его теряют, а приобретает федерация в целом. В состав РФ входит 83 субъекта, которые признаются равноправными. Сама же конституция нарушает этот принцип, предоставляя особый статус республикам, признавая их государствами, в отличие от других субъектов, в теории признающихся гос образованиями. Сущ и другие особенности статуса субъектов, поэтому РФ относится к ассиметричным федерациям. В состав РФ входят 3 вида субъектов: 1) государственно-национальные образования – республики; 2) национально-территорильные образования – 1 автономная область и 4 автономных округа; 3) административно-территориальные образования – края, области и 2 города федерального значения.
Социальное государство.
Ст. 7 КРФ. 1я часть ст. 7 дает понятие соц гос-ва – это такое госво, которое создает условия для достойной жизни и свободного развития человека. Госво берет на себя оказание помощи и поддержки человеку, находящемуся в определенных трудных жизненных ситуациях, но эта помощь и поддержка должны оказываться госвом по след. Направлениям: 1) установление МРОТ; 2) охрана труда; 3) социальное обеспечение в случае инвалидности, озраста, потери кормильца итд; 4) охрана материнства, отцовства и детства; 5) охрана здоровья и предоставление бесплатной мед. Помощи.
Экономическая свобода.
Ст. 8, 9. РФ провозглашает единое эконом пространство, где свободно перемещаются товары, услуги, финансовые средства, госво призвано поддерживать экономику и ограничивать монополистическую деясть. Каждому предоставляется возможность занятия любым видом эконом деясти, не запрещенной законом, в т.ч. предпринимательской. Ч/с охраняется и защищается наравне с другими формами собственности, в т.ч. гос и мун. В ч/с могут находится земля и природные ресурсы.
Разделение властей.
Ст. 10, 11. Единая гос власть разделена на 3 ветви власти. Это основа построения как федеральных органов власти, так и региональных. З/Д В осуществляет Парламент - Федеральное собрание, состоящее из 2х палат – гос думы и совета федерации. Эта ветвь власти призвана принимать законы. Исполнительную власть осуществляет Правит-во РФ, которое призвано исполнять законы. СВ осуществляется всей судебной системой, гланой функцией явл осущ правосудия. Между ветвями власти поддерживается равновесие с F1 системы сдержек и противовесов. Особенности: 1) Президент РФ выведен из системы разделения властей, он является координатором ветвей власти, наделяется полномочиями как в законодательной власти, так и в ИВ и СВ; 2) де-юро не назван орган власти, возглавляющий ИВ в РФ. Де-факто – Правительство.
Гарантированность МСУ.
Ст. 12. Публичная власть Конституцией разделена на гос и мун. Население должно самостоятельно решать ? местного значения, как непосредственно (через формы прямой демократии), так и путем формирования местных органов власти. Мун органы власти не входят в систему органов ГВ, но они взаимодействуют. Глава 8 КРФ, ФЗ от 2003 г. №131.
Политическое многообразие.
Ст. 13. Возможность создания, участия и свободного выхода из различных общественных объединений, создающихся без предварительного согласия органов власти и участие в оо на равноправной основе. Политический спектр должен быть представлен различными политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными, с тем, чтобы партии выражали интересы различных слоев общества. В РФ всего лишь 7 политических партий.
Светское государство.
Ст. 14. РФ провозглашена светским государством, где церковь отделена от государства, а значит, ни государство, ни церковь не вмешиваются во внутренние дела друг друга. Государство не вмешивается во внутреннее функционирование религиозных объединений, осуществление ими основных функций, если они не нарушают основные положения, уст ФЗ о свободе совести и о религиозных объединениях, не наделяет религиозные объединения государственными функциями, религиозные объединения не участвуют в выборах, не могут участвовать в агитации, осуществлять пожертвования полит партиям, не могут формировать их избирательные фонды. Каждый человек самостоятельно без вмешательства государства устанавливает свое отношение к религии. Ему предоставляется свобода совести и вероисповедания. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Верховенство права.
Ст. 15. Этот принцип является не только принципом основ КС, но и одним из принципов правового государства, которым провозгласило себе государство в ст. 1 КРФ. Право, т.е. совокупность правил поведения, устанавливается государством, но не только для отдельных граждан, но и в целом для самого государства, его органов и д/л.ТО государство «связывает себя» правом и вынуждено осуществлять свои действия в точном соответствии с установленными предписаниями. Право должно стоять выше, чем государство. Верховенство права реализуется через понятие, верховенства закона, т.е. все, принимаемые в государстве акты должны соответствовать закону, и, прежде всего, КРФ, как основному закону государства.
Референдум.
Референдум – это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения.
Виды референдумов.
I. По территории прохождения:
1) Федеральный - проводится на всей территории РФ. Порядок его проведения отрегулирован ФКЗ «о Референдуме в РФ»;
2) Референдум субъекта РФ проводится на территории субъекта РФ;
3) Местный – проводится на территории МО.
II. По вопросам, выносимым на референдум:
1) конституционный, на который выносятся вопросы изменения глав 1, 2 и 9 КРФ, согласно ст. 135.
2) обыкновенный, на который выносятся все остальные вопросы.
III. По силе принимаемых решений:
1) Обязательный, т.е. решения, принимаемые на Р обязательны для исполнения всеми органами ГВ, МСУ, д/л, организациями, гражданами и принятые решения не подлежат никакому утверждению никакими органами власти. Как правило, решения принятые на Р можно изменить лишь повторным Р, если он будет проведен не ранее 2х лет с момента официального подведения итогов первого референдума.
2) Факультативный Р (Плебисцит). Проводится для уточнения мнения народа по тому или иному вопросу (в РФ не проводится из-за трудностей осуществления).
Вопросы, не выносимые на Федеральный референдум:
1) об изменении статуса субъекта РФ;
2) о прекращении полномочий, продлении срока полномочий, любого изменения срока полномочий депутатов ГД, Президента РФ и других лиц, замещающих государственные должности;
3) о персональном составе Федеральных органов власти;
4) о чрезвычайных срочных мерах по обеспечению безопасности государства, охраны здоровья населения;
5) формирование, изменение срока полномочий международных организаций, а также д/л, назначаемых на должность в соответствии с международными договорами;
6) вопросы, отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ, к исключительному ведению Федеральных органов власти.
Периоды времени, в течение которых невозможно инициирование Федерального референдума:
1) последний год полномочий Президента, депутатов ГД;
2) время, в течение которого осуществляется подготовка и проведение выборов (Федеральных) с момента их официального назначения до подведения итогов;
3) период времени, на который введено чрезвычайное или военное положение, а так же 3 месяца после окончания данного исключительного режима.
Федеральный референдум вправе инициировать:
1) Конституционное собрание, при условии внесения изменения глав 1, 2, 9 КРФ.
2) граждане РФ в количестве не менее 2 млн.;
3) Федеральные органы ГВ, если необходимость проведения референдума закреплена соответствующим международным договором.
Общественные объединения.
Ст. 30 КРФ предусмотрела возможность объединения граждан без указания, в какие именно организации. Лишь ч. 2 этой ст. уточняет возможность объединения в профессиональные союзы. Ст. 13 КРФ предусматривает, что все общественные объединения равноправны, действуют на равной, одинаковой основе. Исходя из этих положений м сделать вывод о том, что К предусматривает возможность объединения в общественные объединения, которые действуют на равноправной основе, а профсоюзы выступают как 1 из видов общественного объединения.
Правовая регламентация деятельности общественных объединений отрегулирована ФЗ 1995 г. «Об общественных объединениях». Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Существует несколько правил:
1) общественное объединение - не организация;
2) общественная организация – 1 из форм общественного объединения;
3) политическая партия – не самостоятельное понятие, а 1 из форм общественного объединения;
4) общественные объединения могут действовать без прав юр лица и могут проходить гос регистрацию или не проходить;
5) общественные объединения и религиозные объединения не являются видом одного по отношению к другому, это различные понятия, каждое действует в своей определенной сфере.
Организационно-правовые формы общественного объединения:
I. общественная организация:
1) наличие обязательного членства;
2) основой создания является совместная деятельность;
3) цель создания – защита общих интересов.
II. общественные движения:
1) отсутствие членства;
2) по количеству участников – массовое объединение;
3) цель создания – социально-политические и иные общественно-полезные цели.
III. общественный фонд:
1) отсутствие членства;
2) цель создания – формирование имущества на основе добровольных взносов и использование его на общественно-полезные цели.
IV. общественное учреждение:
1) Отсутствие обязательного членства;
2) Цель создания – оказание конкретного вида услуг;
3)
V. орган общественной самодеятельности:
1)отсутствие обязательного членства;
2) цель создания – решение различных социальных проблем, возникающих по месту учебы, работы, жительства, при наличии следующих условий :
- если данная проблема возникает у неограниченного круга лиц;
- если разрешение данной проблемы закреплено не только в учредительном документе, но и в специально разработанной социальной программе;
VI. политическая партия.
Политические партии.
Ст. 13 К РФ предусмотрела в качестве одного из принципов основ КС принцип многопартийности. Правовая регламентация этого принципа отрегулирована ФЗ 2001 г. «О политических партиях». Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах ГВ и МСУ. Действующее законодательство предъявляет к политическим партиям ряд требований:
I. По количеству членов. Минимальное количество членов в политической партии – 45 000. С 1 января 2012 г. Этот норматив будет снижен до 40 000.
II. Политическая партия имеет свою внутреннюю структуру и состоит из региональных отделений. Всего партия д иметь региональные отделения в более, чем ½ субъектов РФ, а значит, все политические партии признаются общероссийскими и невозможно создание межрегиональных, региональных и местных партий. Деятельность партии распространяется только на территории РФ, а значит, невозможно создание международных партий.
III. Руководящий орган партии м действовать только на территории РФ.
IV. Современные российские партии м строиться только по территориальному принципу. Запрещены такие варианты строительства партий по национальному принципу, религиозному или профессиональному. Органы партии, отделения не м находиться в вооруженных силах, правоохранительных органах, органах ГВ и МСУ, а также коммерческих и некоммерческих организациях. Партия м б создана 2мя способами:
I. путем учреждения через проведение учредительного съезда;
II. путем преобразования из общероссийского общественного движения или общероссийской общественной организации.
V. Партия представляет собой добровольное объединение членов партии. Членом партии м б только гражданин РФ, достигший 18 лет, дееспособный, он м состоять только в 1й партии, при условии вхождения в определенное региональное отделение партии по месту своего постоянного или преимущественного проживания. На территории 1го субъекта действует только 1 региональное отделение партии. Член партии не пользуется никакими льготами и преимуществами, но и не подвергается дискриминации по факту своих политических убеждений и вхождения в ту или иную партию. Член партии не связан партийными решениями за исключением: член партии, входящий в определенную фракцию в ГД связан партийным решением.
VI. Действующий закон регламентирует деятельность лишь парламентских партий, т.е. тех, которые приходят к власти путем победы на выборах. На федеральных выборах только партии получили возможность участия в выборах, при условии, если политическая партия прошла государственную регистрацию и получила права юридического лица. Регистрируется не только партия в целом, но и каждое региональное отделение. Правила регистрации аналогичны регистрации общественного объединения.
VII. За участие в выборах партиям выплачивается государственная компенсация. Она рассчитывается по следующей схеме: 20 рублей с учетом индексации, умноженных на количество голосов избирателей, проголосовавших за данную партию. Компенсация выплачивается в следующих случаях:
I. если по итогам выборов депутатов ГД партия набрала не менее 3% голосов избирателей;
II. если по итогам выборов Президента РФ, представитель от партии набрал не меньше 3% голосов избирателей.
VIII. Если партия не участвует в выборах в течение 5 лет, то она прекращает свое действие в принудительном порядке по решению Верховного Суда РФ.
Упрощенный порядок.
Отличие упрощенного порядка от общего порядка приема в гражданство:
1) решение о приеме в упрощенном порядке принимают те же органы, что и заявление, а именно: 1) если лицо находится за пределами РФ – то дипломатич представитва и консульские учреждения; 2) если лицо на территории РФ – территориальные органы ФМС.
2) Решение о предоставлении рос гражданства в общем порядке принимаются в теч 1 года, а в упр – 6 месяцев.
3) В общем порядке нужно соблюдать 5 обяз условий, в упрощ – эти условия также нужно соблюдать, кроме ценза оседлости, заявление о приеме в гражданство м подать с момента регистрации лица, без получения вида на жительство.
4) Под упрощенный порядок подпадают только опред катугр=ории иностр граждан и лиц без гр-ва. Перечень таких критериев прямо установлен в ФЗ о гр-ве.
a. Если лицо имеет хотя бы 1 родителя, прож на террит РФ и им гр-во РФ;
b. Нетрудоспособные лица, имеющие трудоспособного сына или дочь, имеющего гр-во РФ.
c. Лицо, прож на территории госв, входящих в прошлом в состав СССР, не получившее гр-во этих госв и оставшееся лицом без гр-ва.
d. Лицо, вступившее в законный брак и прожившее в этом браке не менее 3х лет.
e. Ветераны ВОВ.
f. Лица, прож в госвах, входящих в прошлом в состав СССР и получивших после 1 июня 2002 г среднеспец или высшее образование на терр РФ.
Оптация
Основание прим в отношении лиц, прожив на приграничной территории, в случаях, если территория по международному договору переходит от 1 гос-ва к другому. Выделяют позитив и негатив оптацию. Позитивная оптация предполагает, что лицо сохраняет за собой прежнее гражданство. Негативная – отказ от прежнего и получение нового гр-ва.
Иные основания
Список основания приобрет гр-ва не явл закрытым он м изменяться в соответствии с международными договорами.
Прекращение гражданства
Выход из гражданства.
Действующее законодательство предусматривает общий и упрощенный порядок выхода из гражданства.
Общий порядок:
Заявление, как в общем, так и в упрощ порядке, подаются в те же органы, что и при приеме, т.е., если лицо за границей – в дипломатические представительства и консульские учреждения, а если на территории РФ – то в территориальные органы ФМС.
Решение о выходе из гр-ва в общем порядке приним президентом РФ. Этот порядок действует в отн всех гр-н РФ, прож на терр РФ.
Порядок выхода из гр-ва в общем порядке (такой же поядок и в отн приема):
1) После подачи заявления в терр органы фмс оно рассматривается данным органом на предмет соответствия поступивших документов фактическим обстоятвам, послужившим основанием для выхода (приема) из (в) граждво. Результаты проверки оформл в заключении. На процедуру отводится 2 месяца.
2) Доки передаются в террит органы ФСБ, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.
3) Доки передаются в фмс, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.
4) Доки передаются в ФСБ, где проходит аналогичная проверка в теч 2х месяцев. Она оформл заключением.
5) Все заключения передаются в комиссию по ? гр-ва, созданную и действующую при Президента РФ. Это совещательный и консультативный орган без права принятия окончательного решения. Комиссия лишь рассматривает поданные доки и подготавливает для президента в теч 2х месяцев. После этого доки передаются Президенту РФ.
6) Решение о выходе (приеме) из (в) гражд-ва приним Презид-том РФ в теч 2х месяцев и оформ указом.
Упрощенный порядок:
Отличие упрощ порядка выхода аналогичны упрощ порядку приема в гр-во.
Упрощ порядок действ в отношении определенных категорий граждан:
1) Если рос гр-н проживает на территории другого государства.
2) Выход из гр-ва ребенка, один из родителей которого гр-н РФ, а другой – иностр гр-н.
3) Выход из гр-ва ребенка, единственный родитель которого является иностр гр-ном.
Существуют определенные основания отказа в выходе из российского гражданства, как в общем, так и в упрощенном порядке:
1) Имеются невыполненные перед РФ обязательства.
2) Лицо привлечено к обвинению по уголовному делу или имеется невыполненный приговор суда.
3) Лицо не имеет гарантий приобретения гр-ва другого гос-ва. В результате чего оно может быть лицом без гр-ва.
4) Оптация.
Понятие Конституционного Права как отрасли права.
Конституционное право является одной из отраслей Российского права, для которой характерны свой предмет и метод правового регулирования. По этим двум основаниям и проводится отграничение этой отрасли от других отраслей. Предмет отрасли конституционное право характеризуется рядом особенностей:
I. Данная отрасль регулирует отношения не в одной сфере жизнедеятельности человека, а практически во всех, в том числе в политической (ст. 13 п.3), экономической (ст. 8), социальной (ст.7), культурной, духовной, идеологической (ст. 13) и др.
II. Данная отрасль закрепляет, устанавливает лишь базовые принципы, исходные, основополагающие положения. Исходя из них, осуществляется регулирование в других отраслях права. Так, на принципах ст. 7 и 37 Конституции РФ построено трудовое законодательство, отрасль гражданского права построена на принципах статей 8, 9, 34-36 К РФ.
В предмет отрасли КП входят 4 группы отношений:
I. Отношения в сфере установления основ Конституционного строя,
т. е. регулирование, установление и закрепление государственного суверенитета, народовластия, политического и идеологического многообразия, экономической свободы, социальных основ.
II. Правовое положение человека и гражданина,
т. е. закрепление прав, свобод и обязанностей личности, гарантии обеспечения прав, ограничение прав и свобод, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, статусы беженцев и вынужденных переселенцев, политическое убежище.
III. Установление федеративного устройства РФ,
т. е. установление и закрепление государственных символов, языка, конституционно-правового статуса РФ, статуса субъектов РФ, административно-территориального устройства.
IV. Отношения по организации органов государственной власти и органов местного самоуправления,
т. е. регулирование отношений по формирование организации деятельности федеральных органов ГВ, субъектов РФ, органов МСУ.
Конституционное правоРФ– это ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, призванных устанавливать, закреплять и регулировать общественные отношения в сфере основ конституционного строя, правового положения человека и гражданина, федеративного устройства и организации органов ГВ и МСУ. КП является публичной отраслью права.