Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия.
Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с Конституцией РФ право на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (присяжного, арбитражного).
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны.
Одной из важнейших гарантий демократических принципов реформирования судебной власти в Российской Федерации становится закрепление в законодательстве раздельного сосуществования «судей права» (юристов-профессионалов) и «судей факта» (жюри заседателей).
Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена на глав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по два заседателя каждая.
Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам участвующим в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, дееспособный, с положительной репутацией, обладающий активным избирательным правом. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.
Проведение публичных мероприятий.
Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования). Это право регламентируется ст. 31 Конституции РФ, Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»; Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. «Об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города».
Осуществляя это право, граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы. Статья 31 Конституции РФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий:
1) собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
2) митинг- массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;
3) демонстрация - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств агитации и пропаганды;
4) шествие - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения общественного внимания к каким-либо проблемам;
5) манифестация - сочетание различных видов публичных мероприятий (в проекте закона «О публичных мероприятиях»).
6) пикетирование - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.
Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами:
- их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок (ст. 17 Конституции РФ);
- они должны преследовать мирные конституционные цели (не допускаются требования насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности России, подрыв безопасности государства, призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему Вооруженных Сил РФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия);
- они должны проводиться без оружия.
Существуют основания для запрещения публичного мероприятия в следующих случаях:
1) не было подано заявление о его проведении (стихийный митинг, шествие, блокирующие работу общественного транспорта, две демонстрации противников на одной и той же территории и т.д.);
2) если состоялось решение о запрете на его проведение, а организаторы все-таки стали его проводить;
3) когда нарушен порядок его проведения (лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения);
4) при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан.
В существующем законодательстве России предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения в этой сфере. Статья 20.2. КоАП РФ Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 149. УК РФ Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Заключение
Рассмотренные в работе понятие и содержание народовластия, как социального явления, основные формы его проявления и механизм реализации являются основой для понимания и изучения всей системы органов государственной власти - как федеральных, так и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, правового положения всех участников властных отношений, их компетенции и принципов деятельности.
Список литературы
народовластие референдум публичный государство
1.Конституция РФ. М., 1993, ст. 3, 12, 32, 130.
.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.
.О референдуме Российской Федерации. ФКЗ от 10 октября 1995 г. (с изм. на 27 сентября 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.
4.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. ФЗ от 12 июня 2002 г. (с изм. на 27 сентября 2002 г.) // СЗ РФ. №24. Ст. 2253.
5.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединении в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2006.
6.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2007. Гл. 5.
.Дмитриев Ю.А., Журавлев А.Л., Комарова В.В., и др. Народовластие в России - очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007.
.Институт прав человека в России /Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008. Раздел II. Гл. 4.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005, с. 84-87.
10.Конституционное право Российской Федерации: Альбом схем. Учебное пособие. А.В. Зиновьев и др. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб., 2002. С. 53-72.
.Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006.
.Конституционное законодательство России /Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец, 2009.
.Немытина М.К. Суд присяжных в России. М., 2004.
14.Пылин В.В. Народовластие в системе местного самоуправления. СПб.: ИВЭСЭП, 2008.
15.Энтин Л.М. Разделение властей. М., 2005.