Модуль № 1. Основы теории конституционного права. Основы конституционного
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
1.1.Цели освоения и задачи дисциплины | ||
1.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы | ||
Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведённых на них академических или астрономических часов и видов занятий | ||
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | ||
Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации. | ||
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | ||
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | ||
6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | ||
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) | ||
Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины | ||
9.1 Общие методические указания по подготовке к лекционным и практическим (семинарским) занятиям | ||
9.2 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания к ним | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | ||
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | ||
Приложение 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются формирование у студентов научных представлений об обществе и государстве, выработка способности самостоятельно оценивать явления в государственно-правовой сфере, правильное понимание требований конституционной законности, подготовка к научно-исследовательской работе в области конституционного регулирования, развитие навыков самостоятельного поиска, получения и анализа необходимой правовой информации.
Основными задачами курса по данной дисциплине являются: усвоение студентами категорий и положений науки конституционного права; приобретение навыков использования действующих норм конституционного права при выполнении своих служебных задач, формирования приоритетного подхода и обеспечению прав человека, повышение правовой культуры.
1.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции по ФГОС | Планируемые результаты освоения дисциплины (содержание компетенции) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
ОПК-1 | способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | знать: систему российского права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ; уметь: анализировать, толковать и правильно применятьзаконодательство РФ, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; владеть:юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, а также принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. |
ПК-3 | способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права | знать:положения действующего конституционного законодательства; основные требования права и законодательства, предъявляемые к законопослушному гражданину; социальную ценность права; уметь:принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; толковать конституционно-правовых норм и правильно применять нормативные и иные правовые акты; юридически правильно квалифицировать фактические обстоятельства; владеть:юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками анализа правоприменительной практики. |
ПК - 9 | способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | знать:понятия чести, достоинства личности, правовой статус человека и гражданина; юрисдикционные способы защиты прав человека; уметь:оказать юридическую помощь по защите прав и свобод человека и гражданина; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; проявлять уважение к чести и достоинству личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. владеть:юридической терминологией; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, способами защиты прав и законных интересов человека и гражданина, уважения их чести и достоинства при принятии профессиональных решений. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Конституционное право» является базовой дисциплиной профессионального цикла (Б.3. Б.10).
Для ее изучения необходимы знания, навыки, умения и компетенции, полученные в результате освоения следующих дисциплин: «Логика», «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Республики Башкортостан». Изучение курса «Конституционное право» является необходимым для освоения всех дисциплин, входящих в профессиональный цикл.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Очная форма обучения
Объем дисциплины | семестр | 3 семестр | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины (в часах) | |||
Зачетные единицы (ЗЕТ) | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |||
Аудиторная работа (всего) | |||
в т. числе: | |||
Лекции | |||
Семинары, практические занятия | |||
Внеаудиторная работа (всего) | |||
в т. числе: | |||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) по видам | |||
Обоснование времени, затрачиваемого на выполнение самостоятельной (внеаудиторной) работы по видам: | |||
в том числе: | |||
Подготовка и представление презентации | |||
Деловая игра «Выборы Президента», «Конституция нашего государства» | |||
Анализ научных статей | |||
Подготовка к текущим занятиям | |||
Вид промежуточной аттестации обучающегося | зачет | экзамен –36 ч. | зачет, экзамен (3 семестр) – 36 ч. (контроль). |
Заочная форма обучения
Объем дисциплины | 2 семестр | семестр | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины (в часах) | |||
Зачетные единицы (ЗЕТ) | |||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |||
Аудиторная работа (всего) | |||
в т. числе: | |||
Лекции | |||
Семинары, практические занятия | |||
Внеаудиторная работа (всего) | |||
в т. числе: | |||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) по видам | |||
Обоснование времени, затрачиваемого на выполнение самостоятельной (внеаудиторной) работы по видам: | |||
в т. числе: | |||
Выполнение контрольных работ | |||
Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку в соответствии с содержанием дисциплины (по темам) | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Вид промежуточной аттестации обучающегося | зачет - 4 ч. | экзамен - 9 ч. | Зачет - 4 ч. (2 семестр), экзамен, контрольная работа (3 семестр) – 9 ч. (контроль). |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЁННЫХ НА НИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | всего | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Количество часов в активной и интерактивной форме | Компетенции | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточ-ной аттестации | |||||
лекции | Практич. занятия | Самостоятельная работа | ||||||||||
Модуль № 1 Основы теории конституционного права. Основы конституционного строя РФ. | ||||||||||||
1. | Предмет, метод, источники Конституционного права Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | Контрольная работа, тестирование | |||||||||
2. | Понятие, признаки, виды, юридические свойства Конституции РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
3. | Конституционное развитие России | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
4. | Основы конституционного строя РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
Модуль № 2 Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство. Избирательное право и избирательный процесс | ||||||||||||
Конституционно-правовой статус человека и гражданина в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | Контрольная работа, тестирование, деловая игра | ||||||||||
Гражданство в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Федеративное устройство РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Конституционно-правовой статус политических партий в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Избирательное право, избирательная система Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Избирательный процесс в Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Контроль самостоятельной работы | ||||||||||||
Всего за 2 семестр (зачет) | ||||||||||||
Модуль № 3 Органы государственной власти. Местное самоуправление. | ||||||||||||
1. | Общая характеристика органов государственной власти РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | Контрольная работа, тестирование, деловая игра | |||||||||
2. | Президент РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
3. | Федеральное собрание РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
4. | Правительство РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
5. | Судебная власть в РФ. Прокуратура РФ. | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
6. | Органы государственной власти субъектов РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
7. | Организация местного самоуправления в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||
Конституционно-правовые основы общественного устройства зарубежных стран | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Конституционно – правовой статус личности в зарубежных странах | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Основы конституционного права США | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Основы конституционного права Великобритании | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Основы конституционного права ФРГ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||
Контроль самостоятельной работы | ||||||||||||
Всего за 3 семестр (экзамен)36 ч. - контроль | ||||||||||||
Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Количество часов в активной и интерактивной форме | Компетенции | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||||||||||
всего | лекции | Практич. занятия | Самостоятельная работа | ||||||||||||||
Модуль № 1 Основы теории конституционного права. Основы конституционного строя РФ. | |||||||||||||||||
1. | Предмет, метод, источники Конституционного права Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | Контрольная работа, тестирование | ||||||||||||||
2. | Понятие, признаки, виды, юридические свойства Конституции РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
3. | Конституционное развитие России | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
4. | Основы конституционного строя РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
Модуль № 2 Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство. Избирательное право и избирательный процесс | |||||||||||||||||
Конституционно-правовой статус человека и гражданина в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | Контрольная работа, тестирование, деловая игра | |||||||||||||||
Гражданство в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Федеративное устройство РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Конституционно-правовой статус политических партий в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Избирательное право, избирательная система Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Избирательный процесс в Российской Федерации | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Контроль самостоятельной работы | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Всего за 2 семестр (зачет)- 4 часа - контроль | |||||||||||||||||
Модуль № 3 Органы государственной власти. Местное самоуправление. | |||||||||||||||||
1. | Общая характеристика органов государственной власти РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
2. | Президент РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
3. | Федеральное собрание РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
4. | Правительство РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
5. | Судебная власть в РФ. Прокуратура РФ. | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
6. | Органы государственной власти субъектов РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
7. | Организация местного самоуправления в РФ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | |||||||||||||||
Конституционно-правовые основы общественного устройства зарубежных стран | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Конституционно – правовой статус личности в зарубежных странах | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Основы конституционного права США | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Основы конституционного права Великобритании | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Основы конституционного права ФРГ | ОПК – 1 ПК – 3, 9 | ||||||||||||||||
Контроль самостоятельной работы | |||||||||||||||||
Всего за 3 семестр (экзамен)- 9 ч. - контроль | |||||||||||||||||
Тематический план для заочной ускоренной формы обучения в приложении 1.
Содержание основных разделов дисциплины «Конституционное право»
Строя Российской Федерации
Тема №1. Предмет, метод, источники Конституционного права Российской Федерации
Конституционное право РФ как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. Конституционно-правовые нормы. Классификация конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые отношения. Виды конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права. Система конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России.
Тема № 2. Понятие, признаки, виды, юридические свойства Конституции РФ
Понятие, отличительные признаки конституции. Основные подходы к сущности конституции. Юридические свойства и основные функции конституций. Виды конституций. Разработка принятие, изменение конституции РФ.
Тема № 3. Конституционное развитие России
Развитие российского конституционализма в XIX — XX в. Порядок принятия Конституции РФ 1993 (исторический аспект). Особенности конституций республик в составе РФ. Этапы конституционного развития Республики Башкортостан.
Тема № 4. Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй РФ (понятие, элементы, принципы). Основные принципы конституционного строя РФ. РФ как демократическое, правовое, светское государство с республиканской формой правления. Основы правового статуса личности. Экономическая основа России, социальная политика РФ. Суверенитет РФ (народный, государственный, национальный). Понятие гражданского общества, его институты. Гражданское общество и государство.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа студентов является ведущей формой организации учебного процесса по дисциплине «Конституционное право». Основная задача состоит в повышении эффективности самостоятельной работы в формировании профессиональной компетенции студентов, а также в повышении роли СРС в достижении образовательных целей. Задания для самостоятельной работы направлены на формирование компетенций и имеют характер учебно-профессиональной деятельности.
Виды самостоятельной работы:
· изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки, составление конспектов;
· подготовка и проведение деловых игр;
· подготовка схем и таблиц;
· подготовка и представление презентаций;
· анализ научных статей.
Обоснование распределения часов самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов 2 семестр
№ п/п | Темы или виды работы | Кол-во часов | Рекомендуемая литература | Формы отчетности | Сроки сдачи | Система оценивания (кол-во баллов за выполнение работы) |
В группе (2 студента) создать презентацию | Основная: 1-5 Нормативные акты: 1,2,3 Дополнительная: 4,5,6,8 | презентация | При изучении соответствующей темы на практическом занятии | От 0 до 20 баллов | ||
Деловая игра «Выборы Президента» | Основная: 1-5 Нормативные акты: 1,20-23 Дополнительная: 4,5,6,8 | проведение деловой игры | 20.05 | От 0 до 20 баллов | ||
5 3 | Подготовка к практическим занятиям | Основная: 1-5 Нормативные акты: 1-54 Дополнительная: 1-102 | конспекты | в течение семестра (опрос) | Оценивание в рамках практических занятий | |
Формируемые компетенции: ОПК – 1, ПК – 3, 9 | ||||||
Итого | 40 баллов |
Семестр
№ п/п | Темы или виды работы | Кол-во часов | Рекомендуемая литература | Формы отчетности | Сроки сдачи | Система оценивания (кол-во баллов за выполнение работы) |
Группе (2-3 студента) создать презентацию | Основная: 1-8 Дополнительная: 1-11 | презентация выступление | 30.10 | От 0 до 20 баллов | ||
Анализ научных статей | Дополнительная: 1-11 | конспект | 30.10 | От 0 до 10 баллов | ||
Деловая игра «Конституция нашего государства» | Основная: 1-8 Дополнительная: 1-11 | проведение деловой игры | При изучении соответствующей темы на практическом занятии | От 0 до 20 баллов | ||
Подготовка к практическим занятиям | Основная: 1-8 Дополнительная: 1-11 | конспекты | в течение семестра | Оценивание в рамках практических занятий | ||
Формируемые компетенции: ОПК – 1, ПК – 3, 9 | ||||||
Итого | 50 баллов |
Методические материалы по выполнению самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы отражаются в технологической карте по дисциплине с указанием тематики, форм отчётности, критериями оценки, сроков сдачи работ. В качестве самостоятельной работы студенту необходимо самостоятельно изучить темы, указанные в технологической карте дисциплины.
При выполнении схем и таблиц студенту необходимо в полном объеме исследовать нормативно-правовое регулирование и теоретические положения изучаемого вопроса. Критерии составления таблиц и схем студент определяет самостоятельно. Выполненные задания (схемы, анализ статей) студент представляет к проверке в отдельной тетради для самостоятельной работы.
Деловая игра проводится на практическом занятии (обозначено в планах семинарских занятий рабочей программы см. раздел № 9).
Тематика контрольных работ
(для заочной формы обучения)
Вариант 1
Конституция РФ: понятие и юридические свойства.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Вариант 2
Конституционный строй РФ: понятие, элементы, принципы.
Органы, ведающие вопросами гражданства в РФ, их компетенция.
Вариант 3
Понятие и основные элементы основ конституционного строя Российской Федерации.
Избирательные комиссии: виды, порядок образования, состав, компетенция.
Вариант 4
Система государственных органов РФ. Принцип разделения властей.
Конституционный суд РФ: порядок формирования, состав и компетенция.
Вариант 5
Особенности федеративного устройства России.
Виды государственных органов в России, принципы их формирования и деятельности.
Вариант 6
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.
Мировые судьи в РФ.
Вариант 7
Порядок принятия и образования новых субъектов Российской Федерации.
Основание и порядок приобретения, прекращения гражданства.
Вариант 8
Конституционно-правовой статус Республики Башкортостан.
Дисциплинарное судебное присутствие.
Вариант 9
Правовой статус личности в РФ.
Структура федеральной органов исполнительной власти.
Вариант 10
Понятие конституционных обязанностей человека и гражданина.
Правовая основа организации и деятельности органов Прокуратуры РФ.
Вариант 11
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
Органы государственной власти Республики Башкортостан.
Вариант 12
Прекращение гражданства Российской Федерации.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
Вариант 13
Предметы ведения Российской Федерации.
Понятие и стадии избирательного процесса.
Вариант 14
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления: структура, компетенция, акты.
Вариант 15
Порядок избрания Президента РФ и глав субъектов РФ.
Разработка принятие, изменение конституции РФ.
Вариант 16
Полномочия Президента РФ.
Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Вариант 17
Акты Президента Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ: порядок избрания, правовой статус (на примере РБ в РФ).
Вариант 18
Структура и роль Федерального Собрания РФ.
Пропорциональная избирательная система и способы вычисления квоты (избирательного метра) в России.
Вариант 19
Законодательный процесс (законодательная инициатива, предварительное рассмотрение законопроекта, принятие закона Государственной Думой, рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, подписание и обнародование закона Президентом).
Вариант 20
Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания.
Этапы конституционного развития Республики Башкортостан.
Вариант 21
Правовой статус лиц, которым предоставлено политическое убежище в РФ.
Исполнительные органы субъектов РФ: порядок образования, правовой статус (на примере РБ в РФ).
Вариант 22
Судебная система РФ.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
Вариант 23
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления.
Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «зачтено» выставляется студенту, отразившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически. Теоретические вопросы освещены в полном объеме.
Оценка «не зачтено»выставляется студенту, который не раскрыл значительной части материала, допустил существенные ошибки.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Фонд оценочных средствпо дисциплине «Конституционное право» состоит из средств текущего контроля в виде контрольных работ, самостоятельных работ, а также промежуточного контроля в форме зачета и экзамена.
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции (коды) | Этапы формирования в процессе освоения дисциплины | Этапы формирования в процессе освоения образовательной программы* | |
ОПК-1 – способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; ПК-3 – способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права; ПК-9 – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. | 1 этап Освоение теоретических знаний (Лекционные, практические занятия) | Начальный (1) | |
2 этап Умение применять знания на практике (Практические занятия, самостоятельные, контрольные работы, консультации преподавателя) | |||
Основной (2) | |||
3 этап Владение навыками в определенной ситуации (Практические занятия, самостоятельные, контрольные работы, тестирование, консультации преподавателя, зачет, экзамен) |
*В соответствии с Приложением 9 к ООП по направлению подготовки «Юриспруденция» определяются этапы (уровни) формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы – начальный (1), основной (2), завершающий (3).
Начальный (1) – дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.
Основной (2) – позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам.
Завершающий (3) – предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.
Тематика контрольных работ
(для заочной формы обучения)
Вариант 1
Конституция РФ: понятие и юридические свойства.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Вариант 2
Конституционный строй РФ: понятие, элементы, принципы.
Органы, ведающие вопросами гражданства в РФ, их компетенция.
Вариант 3
Понятие и основные элементы основ конституционного строя Российской Федерации.
Избирательные комиссии: виды, порядок образования, состав, компетенция.
Вариант 4
Система государственных органов РФ. Принцип разделения властей.
Конституционный суд РФ: порядок формирования, состав и компетенция.
Вариант 5
Особенности федеративного устройства России.
Виды государственных органов в России, принципы их формирования и деятельности.
Вариант 6
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.