Тема 13 Основы конституционного права Великобритании

Цель:

План:

1 Особенности конституционных актов Великобритании

2 Основы правового статуса личности

3 Система органов государственной власти, их правовой статус

4 Судебная власть Великобритании

1Существует абстрактный и конкретный смысл понятия «конституция». В абстрактном значении конституция – это совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой и государственных органов и граждан.

В конкретном значении конституция – это конкретный юридический документ или система правовых актов, в которых наиболее важные положения, составляющие предмет конституционного регулирования, приняты в соответствии со специальной процедурой. В Великобритании нет конституции в данном конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия.

Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская Конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы.

Характерные черты Конституции Великобритании:

1) британская Конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2) британская Конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о 4-х составляющих британской Конституции: Статутное право (Statute law); Общее право (Common law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions); Мнения авторитетных юристов как специфического элемента неписаной части британской Конституции. Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения; доктринальные источники;

3) Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.

2В британской Конституции отсутствует изложение основных прав человека в том смысле, который вкладывают в это понятие в странах с писаной конституции. Институт прав и свобод может быть изменен в том же порядке, что и любая другая часть Конституции.

Британское понимание прав человека имеет 2 основные характеристики: 1) юридические права индивидуума – это остаток (residue) его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применительно к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом. Для англичан права и свободы – это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Habeas Corpus Act 1679 г. – судебная защита против несправедливого ареста, которая действует и сегодня, выражается в следующем: а) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов; б) право считаться невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана судом; в) запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления; г) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

В период, когда у власти находились консерваторы (с 1979 г. до 1997 г.) некоторые положения законодательства о правах граждан были ужесточены. Были приняты законы, запрещающие забастовки солидарности, предусматривающие возможность принудительного арбитража при социальных конфликтах, арест забастовочных фондов. Всплеск терроризма также принес определенные изменения. Некоторые ограничения гражданских прав в Великобритании установлены актами 1974-1984 г.г. о терроризме. Но четко определенный минимум личных прав законодательством о борьбе с терроризмом гарантировался: неприкосновенность личности, жилища и т.д. Для производства обыска и ареста полицейский чиновник должен иметь судебный приказ.

Гражданство.

До середины XX в. в основу регулирования вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданстве (Common Law doctrine of allegiance). С 1914 по 1943 г. был принят ряд законов, регулирующих вопросы гражданства, на основе которых в 1948 г. принимается обширный Закон о гражданстве (British Nationality Act, 1948), сохраняющий свое значение и сегодня, после принятия в 1981 г. нового Закона о гражданстве (British Nationality Act, 1981). Закон 1948 г. с поправками Закона 1964 г. определяет гражданство лиц, родившихся до 1 января 1983 г. (времени вступления в силу Закона о гражданстве 1981 г.) и представляет интерес с точки зрения судебной практики, сложившейся на его основе за прошедшие десятилетия.

Категории гражданства. В соответствии с Законом 1981 г. устанавливаются следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Territories).

3. Граждане британских заморских территорий (British Overseas).

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948 г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане).

3По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует столько же, сколько и само это государство, т.е. с начала IX в., когда объединились 7 прежде враждовавших между собой королевств (был, правда, 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 г.г.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на 1-е место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии – старшей дочерью. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II – 42 монарх Великобритании и 6-я по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.

Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. ф. ст., то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива – освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х г.г. прошлого века Елизавета II добровольно от нее отказалась.

Политические прерогативы монарха формально является весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать спящими прерогативами.

Политические прерогативы монарха также можно классифицировать. Во взаимоотношениях с парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всего тем, что он является составной частью этого органа.

Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с парламентом – подписание принятых им же законов. С этой прерогативой связана следующая – право королевского вето, которое формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не используется.

Наконец, именно монарху в Великобритании принадлежит право роспуска нижней палаты парламента – палаты общин (это он делает только по указанию правительства).

Во взаимоотношениях с правительством статус монарха характеризуется тем, что он назначает премьер-министра. Однако фактически им становится лидер партии, победивший на выборах в палату общин. Поэтому в большинстве случаев акт назначения является формальным.

Судебные полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся все уголовные дела.

Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании. Он назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (личное воинское звание королевы - полковник), награждает знаками отличия.

Внешнеполитические полномочия монарха определяются прежде всего тем, что он выступает главой Британского Содружества, в состав которого входят в настоящее время 49 государств, причем 18 из них, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию, признают Елизавету II в качестве своего главы государства. Именно королева промульгирует конституции государств, входящих в состав Содружества.

Наконец, специфическая черта статуса монарха Великобритании состоит в том, что он является главой англиканской и пресвитерианской церкви.

Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов королевской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум – 3 человека), а от имени Совета монарх издает «приказы в Совете». Этими приказами оформляются решения кабинета. Некоторые вопросы перед принятием решения в Парламенте по традиции должны быть доложены в Тайном совете (о роспуске Парламента, объявлении войны, отречении от престола, акты делегированного законодательства, дарование конституции бывшим колониям и др.).

Парламент Великобритании включает монарха, палату общин и палату лордов. Нижняя палата – палата общин (House of Commons) избирается сроком на 5 лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659).

Руководит палатой общин спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются 3 зама, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Палатой лордов руководит лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на 5 лет. В палате лордов лорд-канцлер имеет 2-х замов, ежегодно избираемых палатой в начале сессии. Состав и численность палаты лордов изменяется (в 1999 г. - 1223) и формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона, но заседать в ней они могут с 21 года), около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству).

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров).

4Высшими судебными органами, юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства являются Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе.

Палата лордов как судебный орган представляет собой преимущественно апелляционную инстанцию по гражданским и уголовным делам.

Судебный комитете Тайного совета как судебный орган сохраняет свое значение как апелляционная инстанция на решения церковных судов и медицинских трибуналов.

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: 1) Апелляционный суд; 2) Высокий суд; 3) Суд короны; 4) суды магистратов и суды графств. В Северной Ирландии действует автономная судебная система. Но состоит она из судов, аналогичных судам Англии и Уэльса: 1) Апелляционный суд; 2) Высокий суд; 3) Суд короны; 4) суды графств и суды магистратов.

В Шотландии действует автономная судебная система. Высшими судами являются Высокий суд юстициариев и Суд сессий. На низовом уровне действуют шерифские суды и районные суды.

Контрольные вопросы:

Наши рекомендации