Тема 11 Органы местного управления и самоуправления зарубежных стран
Цель: уяснить административно-территориальное деление зарубежных стран, а также англосаксонскую, романо-германскую (континентальную), иберийскую и систему советов осуществления публичной власти на местах.
План:
1 Административно-территориальное деление
2 Виды местных государственных органов
3 Полномочия и структура местных органов управления
4 Взаимоотношения местных и центральных органов
1 Территория государства (в федерациях – территория субъектов федерации) делится на административно-территориальные единицы. Такого деления нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа, провинции) – общины (муниципии, коммуны); трехзвенное: области – районы – общины; четырехзвенное: регионы – области – районы – общины.
Двухзвенное деление существует, например, в Болгарии, трехзвенное – в Польше с 1999 г., четырехзвенное – во Франции. В каждой из таких единиц есть либо назначенное должностное лицо, управляющее ею, либо назначенное должностное лицо и избранный гражданами совет (префект и генеральный совет в департаменте Франции), либо только избранный совет (в графствах Великобритании).
В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления (ОМС), формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.
Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».
2 В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов.
Различают 4 основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.
Англосаксонская система предусматривает, что для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на 2-4 года. Он состоит из 3-7 членов, в крупнейших городах – из 35-50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц – шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах – графствах), казначея и др. Мэры, управляющие в общинах, избираются либо непосредственно гражданами, либо советами.
Данная система не предусматривает назначения из центра на места чиновников для контроля за законностью действий выборных советов. Местные советы в пределах закона, обычая, сложившейся практики самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государственных органов.
Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, Монголией, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. Основанием для применения того или иного способа формирования местных органов (выборности или назначаемости) обычно служат 2 момента: различение общинного и регионального звена административно-территориального деления и признание или непризнание данной административно-территориальной единицы территориальным коллективом. В общинах (поселках, городах, объединениях нескольких деревень – они иногда называются коммунами) существуют только выборные ОМС – совет и мэр с одним или несколькими заместителями (мэр может выбираться непосредственно гражданами или советом, но в Нидерландах назначаются монархом, фактически правительством).
Коммунальное самоуправление в Германии характеризуется следующими принципами: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. ОМС наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны.
Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет.
При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц.
Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Совет считается органом государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган – коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице.
3 Органы общинного самоуправления и управления.
Существует несколько видов органов общинного самоуправления. На низовом уровне это может быть староста (солтыс в Польше, кмет в Болгарии), староста деревни и городского квартала (Индонезия, Таиланд). Староста избирается обычно на сходе жителей села открытым голосованием.
В селе, группе деревень, в мелкой общине (например, в Великобритании с числом менее 150 жителей) по мере надобности созывается сельский сход.
В более крупных общинах гражданами (а иногда и постоянно проживающими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обобщенно называют муниципалитетами.
Следующий орган общины – глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Он одновременно является ОМС и органом муниципального управления, а также утверждается как представитель государственной власти в общине.
Формами осуществления местного самоуправления являются также местные рефрендумы, народная правотворческая инициатива. В некоторых странах (КНР, Вьетнам, Украина и др.) в селах, общинах создаются территориальные органы общественного самоуправления, но они не являются органами публичной власти.
Работа депутата ОМС в отличие от парламентариев не оплачивается (оплачивается лишь работа освобожденных работников: председателя совета, секретаря и др.), но в ряде стран (Великобритания, США, Япония) члены совета получают вознаграждение за каждое участие в заседании.
Контрольные вопросы:
1. На какие составные части делится территория государства?
2. Назовите двухзвенное, трехзвенное, четырехзвенное деление территории государств.
3. Что означает местное самоуправление?
4. Что означает понятие «муниципалитет»?
5. Какие различают системы осуществления публичной власти на местах?
6. Что означает англосаксонская система местного самоуправления?
7. Что означает романо-германская (континентальная) система местного самоуправления?
8. Что означает иберийская система управления на местах?
9. В чем особенность системы советов как органов осуществления публичной власти на местах?
10. Назовите органы общинного самоуправления и управления в зарубежных странах.