Тема 9 Правительство в зарубежных странах

Цель: уяснить место правительства в механизме государства зарубежных стран, порядок формирования, состав, структуру правительства зарубежных стран.

План:

1 Правительство зарубежных стран, его место в системе высших органов

2 Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение и роль

3 Полномочия правительства

1Правительство может иметь различные названия: Правительство (Чехия), Совет министров (Индия), Федеральное правительство (Германия), Кабинет (Япония), Государственный совет (КНР), Административный совет (КНДР), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

Как правило, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением.

Осуществление правительственной (исполнительной) власти может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, странах с монократическими режимами) или коллегиального органа.

Классификация правительства по основанию их структуры и состава.

Во многих странах наблюдается процесс выделения в правительстве внутреннего кабинета, который и является действительным носителем правительственной власти. Пример Великобритании. Правительство этой страны насчитывает примерно 100 членов, однако практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством Премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек).

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства характерны для Великобритании, Канады и др. Коалиционные правительства имеют место в Италии, в странах Бенилюкса и др., иногда в Индии, Малайзии и др.

Правительство меньшинства – возникает тогда, когда отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиций в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным.

Существуют временные правительства. Например, временное правительство действовало во Франции в 1944 – 1946 годах и в 1958 году.

Формирование правительства.

Для парламентарных монархий и парламентских республик характерно формирование правительства на парламентской основе. Внепарламентский способ образования правительства типичен для президентских и смешанных республик, стран с монократическими режимами и дуалистических монархий.

Парламентская инвеститура дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным большинством депутатских мандатов, на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции). Характерны для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др. стран.

Сложнее обстоит дело, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте. В этом случае глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства. Проводятся закулисные переговоры с руководством партий. В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парламентские выборы.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой.

В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага (подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 г. в стране было сформировано правительство, располагавшее поддержкой лишь 10% депутатов).

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Пример – Швейцария, где Федеральный совет (правительство) в составе семи человек избирается на совместном заседании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты (4 года).

В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета.

Состав и структура правительства.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в различных странах различен. В состав правительства помимо его главы входят обычно государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари.

Глава правительства может иметь разные официальные названия – премьер Государственного совета в КНР, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции.

Под руководством премьера работают министры, государственные министры. В одних странах ранг государственного министра выше обычного (Франция, Португалия), в других – считается более низким (Великобритания); в Японии государственными министрами именуются все члены правительства. Очень редко во главе министерства стоят сразу два или более министров (случай, известный в практике Финляндии).

В состав правительства часто включаются министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

В некоторых странах, особенно в Великобритании, по традиции сохраняются средневековые названия должностей отдельных членов правительства, иногда не дающие точного представления о круге их занятий: лорд-канцлер (по существу, это министр юстиции), лорд-хранитель печати, канцлер казначейства (министр финансов).

В США министры официально называются секретарями (кроме министра юстиции, именуемого «генеральный атторней», и министра связи, именуемого «генеральный почтмейстер»). Министерства (в США) носят официальное наименование департаментов.

В некоторых развивающихся странах существует должность главного министра (министра-координатора), курирующего работу нескольких однородных министерств; бывают также министры, управляющие крупными регионами страны.

Конституцией или законом может быть установлена определенная численность министров: не менее 7 в Норвегии, 7-15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

В странах тоталитарного социализма должность министра с правом решающего голоса имеют иногда заместители председателей крупных государственных комитетов, например, планирования, руководители массовых общественных организаций – женской, молодежной, профсоюзов, включаемых в состав правительства в соответствии с их общественным положением.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существует 4 формы таких органов:

1) различают правительство и кабинет (в некоторых странах с влиянием англосаксонского права – в самой Великобритании, в Индии и др.). Правительство включает всех министров, младших министров. Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 министров;

2) различают совет министров и совет кабинета (в некоторых странах континентального права – Франция, франкоязычные страны Африки и др.). Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма, в постсоциалистических государствах нередко внутри правительства создается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов компетенции правительства.

Особую роль в правительстве играет глава правительства. Каков его статус и полномочия, рассмотрим во втором вопросе.

2Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром, т.е. первым министром (от фр. premier – первый). От него зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко в парламентарных республиках парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы – ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются Премьер-министр Сингапура – 810 тыс. долл. США в год, Премьер-министр Японии – 400 тыс. (вдвое больше Президента США и в 14 раз больше Президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительства.

Срок полномочий правительства определяется на основе различных критериев. В президентских республиках оно назначается в принципе на срок полномочий самого главы исполнительной власти. В парламентарных странах правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте.

Некоторые лица бессменно занимали должность премьер-министра почти полтора десятка лет (М. Тэтчер в Великобритании, Г. Коль в Германии и др.), в отдельных странах они сменяются очень быстро (Италия), хотя в той же Италии А. Фанфани занимал эту должность 6 раз на короткие сроки.

Важным консультативным органом правительства является во Франции, Италии государственный совет, состоящий из высших должностных лиц и ученых-юристов. Он предварительно рассматривает акты правительства.

3Решения, принимаемые правительством или от его имени главой исполнительной власти либо комитетом кабинета, могут значительно различаться по своей юридической природе.

Акты исполнительной власти могут носить различные наименования в отдельных странах. В США – это исполнительные приказы президента, в Великобритании – приказы королевы в совете, во Франции – ордонансы и декреты и т.д. В качестве собирательного понятия используется чаще всего термин «регламентарные акты» правительства.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «правительство».

2. Какие названия может иметь правительство зарубежных стран?

3. Как классифицируются правительства по основанию их структуры и состава?

4. Какие правительства различают по партийному составу?

5. Что означает понятие «правительство меньшинства»?

6.Охарактеризуйте вкратце порядок формирования правительства в зарубежных странах.

7. Охарактеризуйте состав и структуру правительства зарубежных стран.

8. Что означает понятие «министр без портфеля»?

9. Охарактеризуйте правовое положение главы правительства в зарубежных странах.

10. Что означает дефиниция «регламентарные акты»?

Наши рекомендации