Смертная казнь в Республике Казахстан.

В современном Казахстане правовой институт смертной казни – явление противоречивое. В Конституции РК смертная казнь определена как исключительная мера наказания, которая носит временный характер. С одной стороны, она неотделима от общей концепции прав человека, и ее регулирование определяется Главой Конституции «Права и свободы человека и гражданина», а с другой стороны, провозглашенное неотчуждаемое право на жизнь фактически тут же отрицается. Правовое положение смертной казни в полной мере зависит от установлений конституционного и международного права. Вместе с тем, регулирование данного института в Уголовном кодексе РК – это, безусловно, проблема теории уголовного права и законодательной техники. В настоящее время, в период общегосударственной политики гумманизации общественных отношений в общественном сознании все больше укрепляется тезис о высшей ценности человеческой жизни в иерархии всех ценностей современного мира. В системе прав и свобод человека и гражданина право человека на жизнь закрепленное в национальном законодательстве на конституционном уровне, имеет основополагающее значение, и определяет направленность всего государственного механизма. Государство призвано гарантировать это право, равно как и другие права и свободы, и ограждать жизнь любого человека, находящегося под его юрисдикцией от чьего бы то ни было посягательства. В этой связи все более актуальными становятся вопросы правового механизма реализации права на жизнь, теоретического обоснования его соблюдения и выработки соответствующих гарантий недопущения нарушений права на жизнь. Разработка и развитие в рамках конституционно-правовой доктрины указанных вопросов имеет важное значение, прежде всего потому, что основные права и свободы человека являются фундаментальной ценностью, лежащей в основе конституционной демократии, определяют не только направленность, но и содержание проводимой государством внутренней и внешней политики. Права человека, и их конкретная реализация должны стать постулатом правового государства. Ведь в цивилизованном обществе и правовом государстве провозглашенные права и свободы человека должны реально обеспечиваться и гарантироваться со стороны государства, иначе ценность правовой нормы будет иметь минимальное значение, а провозглашенные ею права носить декларативный характер. Необходим осознанный и взвешенный подход к их реализации, основанный на действительном уважении к правам человека с учетом мировых стандартов[26]. И именно реализация основного права человека - права на жизнь сталкивается с дилеммой, связанной с применением исключительной меры наказания. Очевидно, что категория «право на жизнь» представляется весьма широкой и затрагивает самые различные аспекты. Однако, несмотря на наличие множества вопросов, непосредственно затрагивающих право на жизнь, наше внимание преимущественно будет сосредоточено на реализации и соблюдении права на жизнь в соотношении с аспектом смертной казни. В связи с тем, что смертная казнь, закреплена в национальном законодательстве на конституционном уровне именно в статье 15 Конституции, п.1 которой провозглашает право каждого на жизнь, исследование указанных вопросов в рамках конституционного права представляется в настоящее время крайне важным. С юридической точки зрения развитие законодательства в данном направлении было определено Главой государства в посланиях народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 и 2004 гг. Кроме того, обозначив перспективу поэтапной отмены смертной казни в своих посланиях, Указом Президента от 20 сентября 2002 года N 949 была принята «Концепция правовой политики Республики Казахстан», определившая одним из направлений развития законодательства продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни, а также рассмотрение возможности объявления моратория на смертную казнь. И, наконец, 17 декабря 2003 года был принят Указ Президента Республики Казахстан N 1251 «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь». [4. c.5-7] Таким образом, обозначенная Президентом республики, перспектива[27] полной отмены смертной казни в национальном законодательстве, а также стремление Казахстана максимально приблизиться к мировым стандартам в области обеспечения прав человека, вызывает необходимость изучения указанных вопросов на уровне конституционного права, поскольку наличие в законодательстве исключительной меры наказания неизбежно затрагивает провозглашенное Конституцией республики право человека на жизнь. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть сложность и многогранность указанной проблематики, основанной на изучении основополагающего конституционного права человека - права на жизнь, являющегося наивысшей и абсолютной ценностью. В этой связи, теоретическое осмысление вопросов реализации и соблюдения основного конституционного права человека на жизнь в соотношении с применением смертной казни, неизбежно предполагает необходимость детального комплексного анализа действующего законодательства с изучением реальных фактов и проведением практических научных исследований, что представляется наиболее актуальным, особенно в настоящее время, в период решения вопроса об отмене или сохранении смертной казни на законодательном уровне.





ГЛАВА 2. Смертная казнь в законодательстве в зарубежных стран.

Смертная казнь во Франции.

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и прочие мучительные наказания, особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов и бунтарей в царствование Людовика XIV. В 1792 году была введена гильотина, и в последующем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в этом случае был обычен расстрел), проводились через гильотинирование (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 гласит, что «всякому приговорённому к смерти отсекается голова»). Уже 21 января 1793 года на гильотине был казнён Людовик XVI.

Эта машина не была оригинальным изобретением ни доктора Гийотена, предложившего ввести её в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, доктора Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлась «шотландской девой». Во Франции её также называли Девой или даже Лесом Правосудия.

Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему «отсекут голову на публичном месте именем французского народа» (il aura la tête tranchée sur une place publique au nom du peuple français). Соблюдались и средневековые ритуалы. Так, в последнее утро осуждённому объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (Du courage… l’heure de l’expiation est venue), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома. Отдельной статьёй французского уголовного закона шло отцеубийство (peine des parricides), за которое также приговаривали к смертной казни. При этом перед казнью применялся позорящий ритуал, когда на осуждённых надевали красные рубахи и заставляли идти на казнь босиком, после чего на эшафоте, перед исполнением смертного приговора, им отсекалась кисть правой руки (формально этот ритуал был отменён лишь в 1930-е годы). Известно, что Фукье-Тенвиль, верховный судья времён якобинского террора, повелел одеть в красные рубахи 53 человека, казнённых якобы за покушение на Робеспьера (дело было сфабрикованным).

В XIX—XX веках публичные казни происходили на бульварах[28] или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа. В 1932 году перед тюрьмой Санте был казнён Павел Горгулов, русский эмигрант, автор произведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республики Поля Думера. Через семь лет, 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут, в Версале на бульваре отсекли голову Эжену Вейдману, убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции; из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Таким образом, видимо, действие «Постороннего» Альбера Камю, где публичная казнь устраивается в Алжире, происходит раньше 1939 года. По приговору военного суда во Франции смертная казнь осуществлялась не на гильотине, а через расстрел; так, расстреляны были маршал Мишель Ней (1815), Пьер Лаваль и другие подсудимые процессов 1945—1946 годов, организатор покушения на Шарля де Голля член ОАС полковник французской армии Жан Бастьен-Тири (1963).

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискар Д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок — 1974—1981 — было казнено только три человека). Казнённого, тунисского происхождения, звали Хамида Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую ранее принуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввёл полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона. 20 февраля 2007 года Франция ввела конституционный запрет на смертную казнь (за данную поправку в 66-ю статью конституции проголосовали 828 депутатов Национальной ассамблеи и сенаторов, против — всего 26. По данным «Ведомостей», Франция таким образом стала последней из стран ЕС, на уровне конституции запретивших применение смертной казни.

Наши рекомендации