Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
Важное место в разрешении споров, касающихся воспитания детей, принадлежит органам опеки и попечительства. Одной из форм защиты семейных прав органами опеки и попечительства является их обязательное участие в делах по рассмотрению судами споров, связанных с воспитанием детей, что закреплено в ст. 78 СК РФ Рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства невозможно. Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве органа местного самоуправления, компетентного дать заключение по существу спора.
СК РФ в п. 1 ст. 78 устанавливает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом споров о воспитании детей независимо от оснований их возникновения и характера спорных вопросов, подлежащих разрешению, а также независимо от того, кем конкретно предъявлен иск в защиту ребенка. Причем в ряде статей СК РФ прямо предусмотрено участие органов опеки и попечительства в таких делах, как, например: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66); о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72); об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73); об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140).
Закон (п. 1 ст. 78 СК РФ) признает необходимым участие органов опеки и попечительства и в других делах, связанных с воспитанием детей, хотя об этом непосредственно в конкретной правовой норме СК РФ, регулирующей те или иные вопросы разрешения споров о воспитании детей, и не упоминается.
К ним, в частности, относятся дела: об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников: дедушки, бабушки, братьев, сестер (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); об отмене ограничений родительских прав (п. 1 ст. 76 СК РФ); о возврате опекуну. (попечителю) ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любого лица, удерживающего у себя ребенка не на законных основаниях (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ).
Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе (о лишении родительских прав — п. 1 ст. 70 СК РФ; об ограничении родительских прав — п. 3 ст. 70 СК РФ; об отмене усыновления — ст. 142 СК РФ; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей — п. 3 ст. 80 СК РФ). Участвуя при разрешении судом спора, связанного с воспитанием ребенка, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ).
Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным им на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ).
В установленных законом случаях (ст. 57 СК РФ) представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.
В силу ст. 86 ГПК РФ заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение ссылкой на иные доказательства.
Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (это может быть как решение по рассмотренным в данной главе спорам, так и решение об отобрании ребенка у родителей или других лиц), в соответствии со ст. 79 СК РФ производится судебным приставом-исполнителем по правилам исполнительного производства в порядке, установленном законом (ст. 9, 73 Закона РФ об исполнительном производстве) по месту жительства лица, обязанного исполнить судебное решение, или по месту нахождения ребенка. При этом согласно ст. 203 ГПК РФ суд вправе по заявлениям заинтересованных лиц отсрочить исполнение решения, а также изменить способы и порядок его исполнения.
Если решение суда не будет исполнено обязанным лицом (лицами) в установленный срок добровольно, то судебный пристав-исполнитель должен принять меры по принудительному исполнению решения.
На родителей или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, препятствующих исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием ребенка (например, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка или о порядке реализации бабушкой, дедушкой права на общение с ребенком и т.п.), или не исполняющих его без уважительных причин, может быть наложен штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства.
Такая санкция применяется к виновным лицам на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом (п. 1, 4 ст. 85 Закона РФ об исполнительном производстве).
Однако уплата штрафа не освобождает родителя (другое лицо) от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка.
Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю (другому лицу) новый срок для исполнения судебного решения.
При повторном и последующих нарушениях без уважительных причин должником вновь назначенных сроков для исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается (п. 1, 2, 4 ст. 85 Закона РФ об исполнительном производстве).
Из-за противодействия родителей (иных лиц) исполнению решения суда об отобрании ребенка и передаче его другому лицу нередко возникают сложности как организационного, так и морально-этического характера.
В таких случаях производится принудительное исполнение решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).
В качестве обязательных условий производства этой процедуры закон (п. 2 ст. 79 СК РФ) предусматривает участие органа опеки и попечительства, а также лица (лиц), которому (которым) передается ребенок.
С учетом конкретных обстоятельств (оказания судебному приставу-исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, высказывания угроз применения насилия в отношении ребенка или причинения вреда его здоровью и т.п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), может также участвовать представитель органов внутренних дел.
Принудительное исполнение решения суда, как правило, сопряжено с действиями, которые могут оказать негативное воздействие на моральное и психическое состояние ребенка и в итоге вступить в противоречие с законными правами и интересами ребенка.
Поэтому суд при невозможности исполнения решения о передаче ребенка без ущерба его интересам может, согласно п. 2 ст. 79 СК РФ, вынести определение о временном помещении ребенка в воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, в том числе в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лечебное учреждение (санаторий, детскую больницу и т.п.) и другое аналогичное учреждение (профилакторий, дом отдыха и т.п.). Такие меры будут способствовать переходу ребенка от одного лица к другому.
Исполнение решения суда по делам об отобрании ребенка в случае розыска должника (обязанного лица) или отобранного у него ребенка приостанавливается до завершения этого розыска. В таких случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя (лица, которому в соответствии с решением суда должен быть передан ребенок) выносит постановление о розыске должника или ребенка, который осуществляется органами внутренних дел.
Впоследствии расходы, произведенные в связи с розыском должника и ребенка, отобранного у должника по решению суда, взыскиваются с должника в упрощенном порядке, т.е. в приказном производстве. На основании заявленного органом внутренних дел требования судьей единолично выносится соответствующий судебный приказ, который выдается для предъявления к исполнению или направляется судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. 122, 130 ГПК РФ).
Заключение
В заключение следует отметить, что права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно.
Семейное законодательство распространяется на всех граждан РФ. Причем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития.
Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций требует от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства должна стать появление эффективной семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.
Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. В Российской Федерации ч.2 ст.38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Статья 61 СК гласит, что родители имеют