Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ
Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.
Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65[35], в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации[36].
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации[37], Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[38]. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ[39]. Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к главам 3-8 Конституции РФ. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях главы 1 или вытекают из содержания статей глав 2 и 9, изменение таких положений глав 3-8 может потребовать соответствующих поправок в главах 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в статье 136порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст глав 1, 2 и 9.
Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к главам 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно статье 134[40].
Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию.
ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции[41]. Процесс принятия поправки выглядит следующим образом:
· Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок
· Направление предложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".
· Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если "за" проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.
· Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.
· В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.
Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.
Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе[42].
Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ч.1 ст. 137 Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. В случае изменения наименования субъекта Росийской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации[43].
Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта[44].
Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Согласно ч. 1 ст. 135 Конституции РФ положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием[45]. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской Федерации[46].
Субъекты права на внесение таких предложений, перечисленные в ст. 134, могут их выдвигать, но обе палаты Федерального Собрания могут только официально поддержать такие предложения, обеспечивая продолжение их рассмотрения на следующем этапе конституционного (учредительного) процесса.
Согласно Регламенту Государственной Думы (в ред. от 10 марта 2006 г.), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, внесенные в эту палату, должны содержать новую редакцию этих глав или их частей с обоснованием. Совет Думы направляет эти предложения в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения, после чего включает их в календарь рассмотрения вопросов Думой. Предложения и заключение рассматриваются на ее заседании, по итогам которого палата принимает постановление об одобрении или отклонении этих предложений. Если они одобрены, то постановление об этом с законопроектом направляются Совету Федерации для рассмотрения[47].
Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (в ред. от 2 марта 2007 г.) относит такие предложения к ведению его Комитета по конституционному законодательству. Они подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в определенном порядке[48].
Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции может быть поддержано, согласно ч. 2 ст. 135, квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы[49].
Конституционный Суд в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П дал толкование понятиям общего числа депутатов Государственной Думы и общего числа членов Совета Федерации согласно численности каждой палаты, установленной вч. 2 и 3 ст. 95 Конституции. Общее число депутатов Государственной Думы составляет 450 депутатов. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено для раздельного по палатам голосования и определения его результатов. Это значит, что необходимо 60 процентов голосов полного состава каждой из этих палат, то есть от 172 членов Совета Федерации и от 450 депутатов Государственной Думы, соответственно, 104 и 270 голосов[50].
Если такое решение будет принято требуемым большинством голосов, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание, на первом этапе своей работы рассмотрев вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9, должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и, отклоняя их, подтверждает неизменность Конституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с определенными предложениями, разрабатывает проект новой Конституции. Таким образом, любое изменение в тексте глав 1, 2 и 9, если этот проект будет принят, может означать замену прежней Конституции новой, даже если новая Конституция будет во многом совпадать с прежней[51].
Проект новой Конституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 дальнейшая процедура может иметь три варианта.
В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает, продолжать ли работу над ним или подтвердить неизменность действующей Конституции.
Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую Конституцию большинством в две трети голосов общего числа его членов, вводит ее в действие, и этим прекращается его деятельность.
В третьем варианте, если за принятие этого проекта будет большинство Конституционного Собрания, но менее двух третей голосов, Конституционное Собрание выносит проект новой Конституции на всенародное голосование. Согласноч. 1ст. 6 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «Ореферендуме РФ», Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ[52].
Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п. (избирательные комиссии всех уровней). Для принятия новой Конституции нужно участие в нем более половины общего числа избирателей, при условии что если более половины из них проголосуют за нее.
Конституция ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих изменению. Это отличает ее от конституций ряда других демократических правовых государств.
Итак, под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного проекта. Окончательное решения принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внесение поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулирование осуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и Федеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». К данным нормативно-правовым актам отсылают положения Конституции Российской Федерации. Также значения имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые разъясняют положения Конституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотра Конституции, вносят унификацию и единое понимание данных положений.
Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации.
Под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над темой «Конституция РФ» были сопоставлены различные подходы к определению понятия конституции, выделены юридические свойства Конституции РФ, основания для классификации конституций на виды, отражены основные черты содержания глав Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. И рассмотрена процедура внесения поправок и пересмотра российской конституции.
В работе подведены следующие итоги:
Прежде всего, в рамках первой главы было сформулировано само понятие Конституции как Основного Закона страны, выражающего волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Были представлены различные в мировой конституционно-правовой практике взгляды на содержание Конституции и ее сущности. Определены основные юридические свойства Конституции: в верховенстве конституции, ее высшей юридической силе, особой охране Конституции, особом порядке ее принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.
Вторая глава касается непосредственно Конституции РФ 1993 года. Была отражена структура и содержание российской конституции 1993 года, показана логика законодателя в порядке размещения глав конституции в определенной последовательности, выявлена их внутренняя взаимосвязь и взаимообусловленность. Далее была рассмотрена процедура внесения поправок и пересмотра российской конституции со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты.
Внесение поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр регулируется в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулирование осуществляется ФЗ от 4.03.1998 г. № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и ФКЗ от 17.12. 2001 г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Большое значение имеет постановления Конституционного Суда РФ, которые разъясняют положения Конституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотра Конституции.
Под поправкой понимается к Конституции РФ понимается исключение, дополнение, новая редакция какого - либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который совпадает с процедурой принятия Федерального Конституционного Закона.
Под пересмотром Конституции РФ понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости. Субъекты права на весенние таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесению предложению большинством голосов, как минимум 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созываться Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенное предложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенародным голосованием (референдумом) на которое и выноситься данные предложения (новый проект). ФКЗ, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.
[1]Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.,1996. С. 74-75.
[2]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[3]Конституционное право: Учебник ред. А. Е. Козлов. М.,1997. С. 50.
[4]Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 2003.С.87.
[5]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[6]Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 2003.С.93.
[7]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[8]Конституционное право: Учебник ред. А. Е. Козлов. М.,1997. С. 52.
[9]Постановление Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
[10]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[11] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. М., Юриспруденция, 1999. С. 76.
[12]Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. «Сашко», 2000 г.URL:http://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/.(дата обращения: 25.11.2013).
[13] В.В. Никулин Конституционное право Российской Федерации. ТГТУ., 2006. С. 9.
[14]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[15] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. М., Юриспруденция, 1999. С. 82-84.
[16]Курак А.И. Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1. Мн., Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2006. С. 41-50.
[17] Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[18]Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/chapter/1/.(дата обращения: 25.11.2013).
[19] Конституционное право: Учебник под ред. Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. М., 2000. С. 134.
[20]Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/chapter/1/.(дата обращения: 25.11.2013).
[21] Конституционное право: Учебник под ред. ЕнгибарянР.В., ТадевосянЭ.В. М., 2000. С. 141.
[22]Черванюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 183.
[23]Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/chapter/1/.(дата обращения: 25.11.2013).
[24]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[25]Черванюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 202.
[26]Черванюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 204.
[27] Конституционное право: Учебник под ред. ЕнгибарянР.В., ТадевосянЭ.В. М., 2000. С. 208.
[28]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[29]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[30]Черванюк В.И. Конституционное право России. М., 2004. С. 214.
[31] Конституционное право: Учебник под ред. ЕнгибарянР.В., ТадевосянЭ.В. М., 2000. С. 208.
[32]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[33]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[34]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[35]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[36] ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». URL: http://base.garant.ru/178225/. (дата обращения: 25.11.2013).
[37]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[38] ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». URL: http://base.garant.ru/178225/. (дата обращения: 25.11.2013).
[39]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[40]Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ». URL: http://base.garant.ru/10105392/. (дата обращения: 25.11.2013).
[41] ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». URL: http://base.garant.ru/178225/. (дата обращения: 25.11.2013).
[42] Учебные материалы для студентов и аспирантов. URL: http://investobserver.info/r/konstitucionnoe-pravo/. (дата обращения: 25.11.2013).
[43]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[44]Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/10105627/. (дата обращения: 25.11.2013).
[45]Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[46]Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). «Деловой двор», 2009 г.URL: http://base.garant.ru/5697462/9/. (дата обращения: 28.11.2013).
[47] Регламент Государственной Думы в ред. от 10.03.2006. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=540356. (дата обращения 30.11.13).
[48] Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 года (в ред. от 2 марта 2007 года). URL: http://constitution.garant.ru/act/assembly/12125778/. (дата обращения 30.11.13).
[49] Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.
[50] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации». URL: http://www.constitution.ru/decisions/10004579/10004579.htm. (дата обращения 30.11.13).
[51]Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ.ред. Л.В. Лазарева). ООО «Новая правовая культура», 2009 г. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/.(дата обращения 30.11.13).
[52]Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://constitution.garant.ru/act/base/12135919/. (дата обращения 30.11.13).