Юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации.

3. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации.

4. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

5. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

6. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

7. Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

несоответствие закона субъекта Российской Федерации, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

несоответствие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а на местном референдуме также закону субъекта Российской Федерации.

8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

9. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Если после проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

47.Конституционный статус Президента РФ: требования, предъявляемые Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ, порядок вступления в должность и основания прекращения его полномочий.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. резидент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. По­рядок выборов Президента РФ установлен ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О выборах Президента Россий­ской Федерации»). Установлены конституционные требования к кандидатам на должность Президента России. Главой государства может быть избран гражданин Российской Федерации (вне зависимости от основания при­обретения им российского гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Поскольку одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, то не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, зани­мающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы на­значаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Днем голосования на выборах Президента является второе воскре­сенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в которое 6 лет тому назад был избран Пре­зидент. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты полити­ческими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Рос­сии может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его са­мовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутого кандидата для его регистрации необходимо собрать не ме­нее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог на выборах Президента не используется. Избранный Президент приступает к исполнению полномочий с мо­мента принесения им присяги народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, де­путатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. В тек­сте присяги отражаются фундаментальные ценности, закрепленные в Конституции РФ.

Одним из важных конституционных последствий вступления в долж­ность Президента служит то, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в слу­чае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности. При досрочном прекращении исполнения главой государства своих полномочий проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. При этом выборы Президента РФ должны состоять­ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий. Процедура отрешения Президента России состоит из двух основных этапов.

Первый этап — это выдвижение обвинения против главы государства. Решение о выдвижении обвинения принимается Государственной Думой 2/3 голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депута­тов Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образован­ной Думой. Основанием для отрешения Президента от должности и, соот­ветственно, для выдвижения обвинения является государственная изме­на или совершение Президентом иного тяжкого преступления. На этом этапе предусматривается участие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ дает заключе­ние о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения. Второй этап — это собственно рассмотрение Советом Федерации воп­роса об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения. Решение Совета Федерации об от­решении Президента от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Думой обвинения против Президента. Если в этот срок ре­шение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президен­та считается отклоненным. В случае досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, а также во всех случаях, когда Президент РФ не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распус­кать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Наши рекомендации