Юридическая конструкция правового статуса личности в Российской Федерации.
Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяется личность в общественных отношениях, урегулированных нормами права. В различных видах правовых отношений существует различный набор прав и обязанностей. Поэтому для каждой отрасли права характерен свой правовой статус личности: для гражданско-правовых отношений — как правило, положение личности как собственника; для семейных — как одного из членов семьи, для трудовых — как работодателя или наемного работника и т. д. Основы правового статуса закрепляют наиболее фундаментальные принципы взаимоотношений личности и государства, важнейшие права и свободы личности. В основах правового положения личности выражается степень (мера) развития общества по пути цивилизации, по пути общедемократических ценностей. В состав основ правового статуса личности включается несколько элементов:• конституционные принципы основ правового положения личности;
• правовые нормы, регулирующие отношения по поводу гражданства — устойчивой правовой связи лица с государством;• содержание основ правового статуса личности — система основных прав, свобод и обязанностей. Основные права и свободы составляют ядро правового положения личности в обществе;• гарантии основных прав и свобод. Без системы гарантий реализация основных прав и свобод статус личности не может быть обеспечена и, следовательно, не может признаваться реальной. Основы правового положения личности, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, органично связывают «Основы конституционного строя» и другие главы Основного Закона страны, посвященные устройству государства и механизму государственной власти. В основах конкретизируется главная ценность конституционного строя России — приоритет человека, его прав и свобод (ст. 2). Содержание всех других глав Конституции и конституционного законодательства нацелены на раскрытие и обеспечение потенциала основ правового статуса личности.
21.Понятие и содержание принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.
Принципы правового статуса личности — это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации. К ним относятся: Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей. Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности. Этот принцип включает равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей; равенство перед законом; равенство перед судом; равноправие мужчины и женщины; равенство в социальном государстве. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод). Принцип непосредственного действияозначает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия — конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу и содержанию конституционных прав и свобод. Принцип гарантированности конституционных прав и свободозначает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55). Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод. Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
22.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
Конституционные права и свободы относятся к категории субъективных прав личности. В понятии «право» подчеркивается возможность человека требовать у государства обеспечения, защиты своих прав. В понятии «свобода» выделяется момент независимого поведения личности от государства и от общества, «автономии» личности в обществе.
Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, обладают уникальными признаками:
• особой общественной значимостью. Конституция признает эти права в качестве важнейших и определяющих существо взаимоотношений человека, общества и государства на данном историческом этапе развития страны;• всеобщностью. Эти права распространяются на всё население страны. Они равны и едины для всех и каждого, все получают возможность воспользоваться этими правами;• высшей юридической силой. Они являются основой для отраслевых прав и свобод; их содержание определяет деятельность всех органов публичной власти; действия и решения органов, должностных лиц публичной власти не могут противоречить их содержанию;• повышенной степенью правовой защиты и охраны. Они могут быть изменены только в случае принятия новой конституции; их охрану осуществляет специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. Существует классификация прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют единую систему. Вместе с тем в этой системе выделяются различные виды прав и свобод. В Конституции РФ выделены права и свободы человека и права и свободы гражданина. Это деление основано на идее естественных прав: человек получает права от рождения (неотчуждаемые права) и права, которые ему предоставляет государство (права гражданина).В зависимости от субъекта права выделяются индивидуальные и коллективные права и свободы. Как правило, конституционные права и свободы сориентированы на индивида — человека и гражданина. Вместе с тем для обеспечения статуса определенных категорий граждан признаются коллективные права (например, права коренных малочисленных народов России).
Наиболее распространенная классификация конституционных прав и свобод основана на содержании тех сфер общественных отношений, в которых человек осуществляет эти права или в которых осуществляет свои ролевые функции: как автономной личности, как политического, общественного деятеля, как труженика, как творческой личности и т. д. В зависимости от этих критериев традиционно выделяют личные, политические, социальные, экономические, культурные, образовательные права и свободы. Следует отметить, что не всегда однозначно можно отнести то или иное право к определенному виду конституционных прав и свобод. Например, свободу слова можно отнести как к личным, так и политическим правам. Свобода творчества (ч. 1 ст. 44) отнесена к разряду социально-экономических прав. Но эту свободу также можно отнести и к личным правам и свободам. К личным правам и свободам (гражданским правам) относят: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и неприкосновенность; право на частную жизнь; неприкосновенность жилища; национальную принадлежность; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова. Эти права Конституцией РФ поставлены на первое место. Они являются неотъемлемыми, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина и имеют большую степень правовой защиты по сравнению с иными конституционными правами. К политическим правам и свободамотносят: свободу печати и свободу информации; право на объединение; право на мирные собрания и публичные манифестации; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения в органы публичной власти. Эти права, как правило, принадлежат только гражданам. Они осуществляются как индивидуально, так и через общественные объединения. К экономическим правамотносят: право на свободу экономической деятельности; право частной собственности; право наследования; право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы; право на свободу труда, на распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.К социальным правамотносятся: право на труд в цивилизованных условиях, с гарантированным минимальным размером оплаты труда и защитой от безработицы; право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, право на забастовку; право на отдых; защита материнства и детства; право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право малоимущих и иных указанных в законе граждан на предоставление бесплатного или за доступную плату жилья; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; право на благоприятную окружающую среду. К культурным правам и свободамотносят: право на образование, в том числе право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; право на определенное качество образования, обеспеченное федеральными образовательными стандартами; свобода творчества, право на охрану интеллектуальной собственности; право на участие в культурной жизни. В научной литературе в качестве отдельной группы конституционных прав и свобод выделяют образовательные права.
Содержание и проблемы реализации конституционных личных (гражданских) прав и свобод в России.
Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности.
Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д. Право на жизнь и охрану здоровья – это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий. Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. С развитием России как правового государства еще более увеличилась ценность человеческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера наказания за преступление – смертная казнь – сегодня запрещена законодательством, и, хотя ее по-прежнему можно назначить в качестве исключительной, приведение ее в исполнение не допускается. Право на защиту и охрану достоинства личности означает, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушениям права на честь и достоинство личности относятся также оскорбление, клевета, нанесение побоев. За подобные покушения на честь и достоинство граждан устанавливается федеральными законами ответственность. Право на личную неприкосновенность означает недопустимость лишения кого бы то ни было его свободы и личной неприкосновенности. Федеральными законами допускается ограничение этого права в виде санкций за неправомерные действия лица, причем их применение возможно только по постановлению суда или органов прокуратуры и следствия. Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право обеспечивается самим гражданином либо защищается его представителем в судебном порядке. В силу этого права не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия. Законом допускается нарушение права на неприкосновенность жилища в форме проникновения в него в случаях, когда это необходимо в силу закона, например на основании судебного решения для обеспечения безопасности общества и в других предусмотренных законом случаях. РФ гарантирует каждому право свободного перемещения как по территории РФ, так и вне ее пределов, т. е. каждый может свободно выбирать для себя место жительства на всей территории РФ, выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в РФ. Личные права и свободы человека составляют костяк всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами.
Содержание и проблемы реализации конституционных политических прав и свобод в России.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане - каждый как таковой - участвуют в осуществлении власти. Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права граждан выражается в различных форма как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, представляется право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30). В ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» формулируется понятие общественного объединения. Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Цель их создания – политическая деятельность. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства. Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Ст. 29 ч. 4 Конституции закрепляет право граждан искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом. Особое значение в этом процессе принадлежит средствам массовой информации (т. е. газетам, журналам, телевидению, радио и т. п.).
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991 г. Законом «О средствах массовой информации». Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994 г. Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе. Это положение закреплено законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы». Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др. (ст. 119 Конституции). В ст. 123 ч. 4 восстанавливается институт присяжных заседателей. Конституция гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в Законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
25.Содержание и проблемы реализации конституционных социально-экономических и культурных прав и свобод в России.
К экономическим правамотносят: право на свободу экономической деятельности; право частной собственности; право наследования; право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы; право на свободу труда, на распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.К социальным правамотносятся: право на труд в цивилизованных условиях, с гарантированным минимальным размером оплаты труда и защитой от безработицы; право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, право на забастовку; право на отдых; защита материнства и детства; право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право малоимущих и иных указанных в законе граждан на предоставление бесплатного или за доступную плату жилья; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; право на благоприятную окружающую среду. К культурным правам и свободамотносят: право на образование, в том числе право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; право на определенное качество образования, обеспеченное федеральными образовательными стандартами; свобода творчества, право на охрану интеллектуальной собственности; право на участие в культурной жизни. В научной литературе в качестве отдельной группы конституционных прав и свобод выделяют образовательные права.
26.Конституционные обязанности человека и гражданина в России: понятие, содержание, значение.
Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы
отношений, в которых субъектом выступает человек. Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституционно-правовых статусов. Вместе с тем конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации. Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества,
государства, других граждан. Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15). Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства. Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности. Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Это положение развито и закреплено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»
27.Понятие, виды и содержание гарантий реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
· Одним из условий демократического строя является реальность осуществления прав и свобод. Она достигается только при наличии системы их гарантий. Гарантии конституционных прав и свобод — это средства, способы и условия обеспечения реализации прав и свобод. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В системе гарантий прав и свобод выделяются несколько видов в зависимости от оснований классификации:• по сферам общественных отношений: экономические, социальные, политические, правовые, духовные, организационные;• по территории действия: внутригосударственные и внешние;• по субъектам: государственные и негосударственные. В Конституции РФ на первом месте по значимости стоят правовые гарантии. Они более предметны и эффективны для защиты прав и свобод личности. Не менее важны экономические и социальные гарантии, которые являются общей базой для обеспечения достойного уровня жизни человека в нашем обществе (ч. 1 ст. 7), залогом нормального осуществления всего комплекса конституционных прав и свобод. К правовым гарантиям конституционных прав и свобод относятся: а) деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению прав и свобод; б) самозащита своих прав; в) деятельность неправительственных организаций по защите прав и свобод; г) деятельность международных институтов по защите общепризнанных стандартов прав и свобод. Наиболее эффективным органом государственной власти по вопросам защиты прав и свобод является суд. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в России осуществляется только судами. Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав в любой суд с соблюдением требования закона о подведомственности. Право граждан на судебное обжалование закреплено ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». По итогам рассмотрения жалобы в случае признания обжалуемого действия или решения незаконным суд принимает меры по восстановлению нарушенного права и привлечения виновных к ответственности.
28.Понятие российского гражданства. Содержание принципов российского гражданства. Общая характеристика основных источников правового регулирования гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Конституция РФ устанавливает основные принципы гражданства: единство, равенство, недопустимость лишения гражданства или права изменить его (ст. 6). Главные признаки гражданства: устойчивость связи - Временное пребывание на территории России не являются признаком гражданства. Эта связь длительная (как правило, от рождения до смерти человека) и стабильная (ее нельзя прекратить в одностороннем и упрощенном порядке); правовая связь - Гражданство требует правового оформления правовой взаимосвязи лица с государством с выдачей соответствующих документов (например, свидетельства о рождении, паспорта гражданина России). Существуют определенные принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства.
Принцип равного права на гражданствоозначает, что нормы, регулирующие вопросы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Например, недопустимо устанавливать правила, требующие изменения веры для приобретения гражданства в упрощенном порядке. Принцип единого гражданства означает, что в условиях федеративного государства, где в качестве субъектов признаются государства (республики), каждый гражданин обладает единым российским гражданством независимо от того, на территории какого субъекта он проживает. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6). Принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения означает, что статус гражданина России не зависит от оснований получения гражданства (по рождению, в результате приобретения или выбора гражданства). Принцип сохранения гражданства России лицами, проживающими за ее пределами,отражает конституционное право на свободный выбор места своего проживания, в том числе на право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Принцип запрета на лишение гражданства или права на его изменениенаиболее ярко отражает демократическую направленность законодательства о гражданстве новой России. В советском законодательстве человек был связан политической ответственностью перед государством, которая выражалась в его оценке с точки зрения преданности строю и возможности лишения гражданства и высылки с территории страны. Принцип запрета на высылку за пределы Российской Федерации или выдачу иностранному государствуотражает идею повышенной степени защиты граждан своим государством. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 61) гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (например, в случае совершения преступления на территории другого государства для привлечения к уголовной ответственности). Принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории страны, направлен на установление более определенных, устойчивых отношений человека с государством. Принцип двойного гражданстваозначает, что гражданин России вправе иметь гражданство иного (иностранного) государства. Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62). Гражданин России, имеющий иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Таким образом, двойное гражданство признается только на основании двустороннего международного договора. Принцип защиты и покровительства гражданам России, находящимся за пределами страны, означает, что органы государственной власти, соответствующие органы и должностные лица Российской Федерации, находящиеся за пределами государства, обязаны содействовать российским гражданам, находящимся за рубежом в обеспечении возможностей пользоваться в полном объеме правами и свободами, установленными Конституцией РФ. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака означает, что данное изменение семейных отношений между российским гражданином и лицом, не имеющим гражданства России, не влечет за собой автоматического изменения гражданства указанных лиц. Все эти положения закреплены в конституции РФ и ФЗ «о гражданстве».
29.Основания приобретения гражданства и их содержание
Существуют следующие основания приобретения российского гражданства:• по рождению;• в результате приема в гражданство;• в результате восстановления;• по иным основаниям. Основание приобретения российского гражданства по рождениюсочетает два основных принципа — принцип крови и принцип почвы. Принцип крови означает определение гражданства ребенка по гражданству родителей, принцип почвы — по месту рождения ребенка. В Российской Федерации закреплен смешанный принцип определения гражданства родившихся детей. Принцип почвы является определяющим в случае, если гражданство одного из родителей неизвестно или это лицо без гражданства; если родители ребенка неизвестны. Основание приобретения российского гражданства в результате приема в гражданствоосуществляется в общем и упрощенном порядке. И в том и другом случаях закон предусматривает два необходимых требования для обращения по вопросу приема в гражданство:• достижение определенного возраста — 18 лет;• наличие дееспособности. Общий порядок предусматривает следующие условия получения российского гражданства:• непрерывное проживание на территории страны не менее 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство;• обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;• наличие законного источника существования;• наличие заявления об отказе от имеющегося у них иного гражданства;• владение русским языком. В общем порядке получения гражданства предусматривается исключение: срок проживания на территории страны сокращается до одного года при наличии ряда оснований (например, наличие у лица высоких достижений в области науки, техники, культуры; признание лица беженцем; наличие у нетрудоспособного лица детей, имеющих гражданство России и др.). Упрощенный порядок предусматривает следующие условия получения гражданства без соблюдения условия срока проживания в России:• наличие хотя бы одного родителя, имеющего гражданство России и проживающего на территории РФ;• наличие в прошлом гражданства СССР, проживания и настоящего проживания в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств, в результате этого оставшихся лицами без гражданства и др.Основание приобретения российского гражданства в результате восстановления в гражданстве России в качестве самостоятельного института гражданства закрепляется. Лица, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в гражданстве России. При этом срок их проживания (как условие приема) сокращается до трех лет. Прием в российское гражданство по иным основаниям, как правило, связан с выбором гражданства при изменении границ государства в соответствии с международным договором России (ст. 17 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
30.Основания и последствия прекращения гражданства Российской
Федерации. Дети и российское гражданство (особенности регулирования приобретения и утраты ими российского гражданства).
Существуют следующие основания прекращения гражданства: выход из гражданства; по иным основаниям (как правило, при изменении границ государства). Выход из гражданства осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина России. Закон устанавливает исчерпывающие основания отказа в выходе из гражданства:• невыполненное обязательство перед Российской Федерацией;• привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу или наличие вступившего в силу обвинительного приговора;• отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. В качестве примеров невыполненных обязательств чаще всего встречаются: отказ от выполнения воинской обязанности, уклонение от выплаты алиментных платежей и т. д. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» выделяются в отдельную главу вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданства недееспособных лиц. Гражданство ребёнка в РФ определяется гражданством родителей. ФЗ предусмотрено 5 вариантов решения вопросов о гражданстве ребёнка в ситуации когда российское гражданство приобретается или прекращается только одним из родителей, а другой остаётся в гражданстве иностранного государства: 1) один из родителей имеющий иностранное гражданство приобретает гражданство РФ, их ребёнок проживающий на территории РФ может приобрести гражданство РФ по заявке родителя приобретающего гражданство РФ, 2) их ребёнок проживающий за пределами РФ может приобрести гражданство РФ по заявке обоих родителей, 3)если один из родителей приобретает российское гражданство, а другой остаётся лицом без гражданства их ребёнок может приобрести гражданство по заявлению родителя приобретающего гражданство, 4) если один из родителей приобретающий граж