Постановление КС РФ о проверке конституционности отдельных положений К. Республики Алтай от 7 июня 2000 г.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы Республики Алтай, Председателя Прав-ва Республики Алтай, в котором оспаривается конституционность положений, содержащихся в ст. 4, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 59, п. 9 ст. 118, статьях 123, 123.1, 126, 154 и 162 К. Республики Алтай, а также в подпункте "и" п. 1 ст. 19 и п. 1 ст. 24 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли К. РФ оспариваемые в запросе положения.
Исходя из изложенного и руководствуясь ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:
1. Признать содержащиеся в статьях 4 и 162 К. Республики Алтай положения о суверенитете Республики Алтай, взаимосвязанные с положениями К. Республики Алтай, не соответствующими К. РФ.
Этим не затрагивается принадлежность Республике Алтай всей полноты гос. власти, которой она - в силу статьи 73 К. РФ - обладает вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
2. Признать положение ч. 1 ст. 16 К. Республики Алтай, согласно которому земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай, как допускающее признание за Республикой Алтай права собственности на все природные ресурсы, находящиеся на ее территории, не соответствующим К. РФ.
При этом с РФ и субъектов РФ не снимается вытекающая из К. РФ обязанность в установленном фед. законом порядке гарантировать использование и обеспечивать охрану земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
3. Признать не соответствующим К. РФ положение ч. 2 ст. 10 К. Республики Алтай, согласно которому в Республике Алтай не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ.
4. Признать не противоречащим К. РФ положение ч. 1 ст. 59 К. Республики Алтай, устанавливающее, что родители или заменяющие их лица должны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, поскольку оно предполагает лишь активное содействие со стороны названных лиц в реализации права несовершеннолетних, которые хотят продолжить обучение, на получение такого образования, если Республикой Алтай создаются для этого необходимые условия.
5. Признать не соответствующим К. РФ положение ст. 126 К. Республики Алтай об отрешении Главы Республики Алтай, Председателя Прав-ва Республики Алтай от должности в случае совершения им умышленного прест-я, поскольку оно предусматривает, что совершение Главой Республики Алтай, Председателем Прав-ва Республики Алтай умышленного прест-я подтверждается заключением Верховного суда Республики Алтай.
6. Признать не соответствующим К. РФ положение ст. 154 К. Республики Алтай о том, что городской и районный суды Республики Алтай образуются и действуют в том числе в соотв. с законом Республики Алтай.
7. Признать не соответствующим К. РФ положение п. 9 ст. 118 К. Республики Алтай о назначении на должность министров, председателей комитетов и руководителей ведомств Республики Алтай Главой Республики Алтай, Председателем Прав-ва Республики Алтай с согласия Гос. Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, поскольку в силу этого положения такое согласие требуется для назначения на должность руководителей всех органов исп. власти Республики Алтай.
Признать не соответствующим К. РФ положение п. 9 ст. 118 К. Республики Алтай об освобождении от должности министров, председателей комитетов и руководителей ведомств Республики Алтай Главой Республики Алтай, Председателем Прав-ва Республики Алтай лишь с согласия Гос. Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
8. Признать не соответствующими К. РФ положения подпункта "и" п. 1 ст. 19 ФЗ от 6 окт. 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", а также статей 123 и 123.1 К. Республики Алтай, поскольку они не предусматривают необх-ть четких правовых оснований отзыва высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исп. органа гос. власти субъекта РФ), не устанавливают процедурных гарантий, в частности не требуют положительного голосования большинства всех зарегистрированных избирателей субъекта РФ, что создает возможность произвольного применения данного института, особенно в случаях, когда отзыв связывается с утратой доверия по политическим мотивам.
9. Признать положение п. 1 ст. 24 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", согласно которому законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ может принимать участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исп. власти в случаях, предусмотренных фед. законом, не противоречащим К. РФ при условии, что на соответствующие территориальные органы федеральных органов исп. власти возлагается осуществление полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
10. В соотв. с ч. 2 ст. 87 ФКЗ "О КС РФ" все положения нормативных актов Республики Алтай, которые основаны на признанных настоящим Постановлением не соответствующими К. РФ положениях К. Республики Алтай и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", а также положения всех других нормативных актов в РФ, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие настоящим Постановлением признаны не соответствующими К. РФ, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене.
11. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
12. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодат-ва РФ " и официальных изданиях органов гос. власти Республики Алтай. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике КС РФ".
127. Постановления и определения КС РФ по выборам.
КС РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пю 5 стю 48 и стю 58 ФЗ "Об основных гарантиях избю прав и права на участие в референдуме граждан РФ", пункта 7 ст. 63 и ст. 66 ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ". Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в РФ на нарушение указанными законоположениями конституционных прав гражданина В.Б. Бочкова.
Исходя из изложенного и руководствуясь ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:
1. Признать содержащуюся во взаимосвязанных положениях норму, как предполагающую запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, не соответствующей К. РФ. Федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по урегулированию порядка осуществления гражданами права на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов.
2. В соотв. с ч. 4 ст. 79 ФКЗ "О КС РФ" впредь до установления федеральным законодателем соответствующего регулирования судам и другим правоприменительным органам надлежит непосредственно применять К. РФ, а также руководствоваться настоящим Постановлением, с тем чтобы не допустить несоразмерные ограничения права граждан на личное проведение предвыборной агитации против всех кандидатов за счет собственных денежных средств.
3. Дело гражданина В.Б. Бочкова подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Постановления, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике КС РФ".