Постановление КС РФ от 6 июля 1999 г. по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Гос. Думы о толковании положений ч. 2 и 3 ст. 92 К. РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их системной связи.
Исходя из изложенного и руководствуясь ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:
1. Предусмотренное ч. 3 ст. 92 К. РФ положение о временном исполнении Председателем Прав-ва РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий, перечисленные в ч. 2 ст. 92 К. РФ, а также на иные исключительные случаи, когда Президент РФ своим решением возлагает на Председателя Прав-ва РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента РФ на Председателя Прав-ва РФ.
2. Из положения ч. 3 ст. 92 К. РФ о временном исполнении Председателем Прав-ва РФ обязанностей Президента РФ во взаимосвязи с положением ч. 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента РФ следует, что Председатель Прав-ва РФ исполняет обязанности Президента РФ соответственно до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.
3. При досрочном прекращении исполнения Президентом РФ своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 К. РФ, проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с К. РФ.
4. Данное КС РФ в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.
5. Настоящее Постановление является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодат-ва РФ" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике КС РФ".
124. Постановления и определения КС РФ по ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп-ных органов гос. власти субъектов РФ» от 6 окт. 1999г.
Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина А.П. Быкова и запросы Верховного Суда РФ и Законодат. Собрания Красноярского края о проверке конституционности статей 13 и 14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли К. РФ содержащиеся в этих статьях положения о неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:
1. Признать положение п. 1 ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", согласно которому депутат законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, соответствующим К. РФ, поскольку им закрепляется принцип парламентской неприкосновенности в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий.
2. Признать положения п. 5 ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ" о недопустимости привлечения депутата к уголовной или адм-ной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий, кроме случаев, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена фед. законом, соответствующим К. РФ.
3. Признать положения ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ" - в той мере, в какой ими устанавливается запрет на привлечение депутата к уголовной и к адм-ной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно-процессуального и адм-но-процессуального характера без согласия законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ, - не соответствующими К. РФ.
4. Признать положение п. 4 ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", согласно которому в случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или адм-ную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по адм-ным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ, а также положение п. 3 ст. 14 данного ФЗ, на основании которого для получения такого согласия прокурор субъекта РФ вносит представление в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, не соответствующими К. РФ.
5. В силу статей 79 и 80 ФКЗ «О КС РФ» Федеральному Собранию надлежит внести изменения в соответствующие законодательные акты, с тем чтобы урегулировать процессуальные гарантии, связанные с привлечением депутатов законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ к уголовной и к адм-ной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в соответствии с требованиями К. РФ и с учетом настоящего Постановления.
6. В соотв. с ч. 2 ст. 87 ФКЗ "О КС РФ" признание не соответствующими К. РФ положений ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти субъектов РФ", указанных в пунктах 3 и 4 резолютивной части настоящего Постановления, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, в том числе конституций (уставов) и законов субъектов РФ, содержащих такие же положения. Такие положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
7. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
8. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодат-ва РФ". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике КС РФ".