Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».
Закрепленное в К. РФ положение о высшей юр. силе и прямом действии К. означает, что все конст. нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться К. РФ.
В целях единообразного применения судами конст. норм при осуществлении правосудия Пленум ВС РФ постановляет дать следующие разъяснения:
1. В соотв. со ст. 18 К. РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деят-ть законодательной и исп. власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая это конст. положение, а также положение ч. 1 ст. 46 К. РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
2. Согласно ч. 1 ст. 15 К. РФ К. имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соотв. с этим конст. положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять К. РФ в качестве акта прямого действия.
В случаях, когда статья К. РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения КС РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы гос-ва подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат К. РФ и фед. законам (ч. 3 ст. 90 К. РФ).
3. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли К. РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 К.РФ, обращается в КС РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.
Если подсудимый содержится под стражей, рекомендовать суду в каждом таком случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения.
4. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит фед. закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с фед. законом.
Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта РФ, и фед. законом, то подлежит применению нормативный правовой акт субъекта РФ.
5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и полит. правах, Международном пакте об экон-ких, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Этой же конст. нормой определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ междунар. договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила междунар. договора РФ.
6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 К. РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт гос-ного или иного органа не соответствует закону, он обязан принять решение в соотв. с законом, регулирующим данные правоотношения. При применении закона вместо несоответствующего ему акта гос-ного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должн. лица, издавшего такой акт, на необх-ть привести его в соответствие с законом либо отменить.
8. К. РФ каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соотв. с указанным конст. положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду. Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно, председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела.
9. В ч. 2 ст. 26 К. РФ закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конст. нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.
10. В силу конст. положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
11. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общ. объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общ. объединений судам необходимо иметь в виду, что запрещается создание и деят-ть общ. объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конст. строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Учитывая это конст. положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные док-ва, показания свидетелей и другие док-ва, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деят-ти общественных объединений.
12. К. РФ гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено фед. законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деят-ти и возможных последствий прекращения ими работы необх-ть запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений К. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 К. РФ, является неправомерным.
13. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что К. РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений К., следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
15. При рассмотрении уг. дел должен соблюдаться закрепленный принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении прест-я считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном фед. законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конст. нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности. Судам необходимо иметь в виду, что неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.
16. Обратить внимание судов на необх-ть выполнения конст. положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением фед. закона, а также док-ва, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения.
17. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное К. (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юр. помощи. С учетом этого конст. положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.
18. При рассмотрении гражданских и уг. дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 К. РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется фед. законом. Положения указанной статьи К. должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.
Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конст. положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться док-вами виновности обвиняемого (подозреваемого).
19. Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодат-ва, данные Пленумом ВС РФ до вступления в силу К. РФ, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей К. РФ.
116. Комментарий ч. 2 ст. 137 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 28 ноября 1995 года).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Гос. Думы Фед. Собрания о толковании ч. 2 ст. 137 К. РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании ч. 2 ст. 137 К. РФ, в связи с чем Гос. Дума ходатайствует о толковании этой конст. нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ст. 65 К. РФ нового наименования субъекта РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 ФКЗ "О КС РФ ", КС РФ постановил:
1. Изменения наименования республики, края, области, города фед. значения, автономной области, автономного округа в соотв. с ч. 2 ст. 137 К. РФ включаются в текст ст. 65 К. РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные ст. 85 (ч. 1) К. РФ.
Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле ч. 2 ст. 137 К. РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конст. строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта.
2. Данное КС РФ толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исп-ных и судебных органов гос. власти, органов местного самоупр-я, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодат-ва РФ ", "Российской газете", иных официальных изданиях органов гос. власти РФ. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда РФ ".
117. Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений устава (Основного Закона) Алтайского края.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос адм-ции Алтайского края о проверке конституционности положений статей 44, 45, абз. 2 ч. 4 ст. 71, абз. 11 и 12 ст. 73 (которые определяют компетенцию Законодательного Собрания по установлению порядка образования в крае внебюджетных и валютных фондов, утверждению положений об этих фондах, а также установлению порядка пользования кредитами на хозяйственные и социальные цели), ст. 77 (согласно которой деят-ть Законодат. Собрания не может быть приостановлена или досрочно прекращена решением любого органа гос. власти РФ и края; приостановление деят-ти Законодательного Собрания, его постоянных комитетов и комиссий возможно лишь по решению самого Законодат. Собрания; прекращение полномочий Законодат. Собрания возможно в связи с истечением срока полномочий его депутатов или в установленных случаях - по решению самого Законодат. Собрания), ч. 2 и 3 ст. 81, ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84, ст. 85 и ч. 2 ст. 87 (содержат положения, которые нарушают баланс властей в пользу законодат. власти, неправомерно ограничивают полномочия исп. власти) Устава (Основного Закона) Алтайского края.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли К. РФ указанные в запросе нормы.
На основании изложенного и руководствуясь ФКЗ "О КС РФ ", КС РФ постановил:
1. Признать соответствующими К. РФ следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: статью 44; статью 45 (в редакции от 2 октября 1995 г.); абзацы 11 и 12 статьи 73; статью 77; ч. 2 статьи 81; ч. 3 статьи 84 при условии, что она предполагает освобождение главы адм-ции от должности лишь на основании вступившего в силу решения суда о незаконности его действий или решений либо временное его отстранение от должности до вынесения приговора по обвинению в совершении прест-я; статью 85 как не устанавливающую обязательность ухода в отставку должностных лиц, которым Законодат. Собрание выразило недоверие; ч. 2 статьи 87 постольку, поскольку она не вводит общую подотчетность исп. власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной, с правом последней давать какие-либо указания или принимать решения, непосредственно влекущие ответственность должностных лиц исп. власти.
2. Признать не соответствующими К. РФ, ее статье 10, следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: абзац 2 ч. 4 ст. 71 в части, предусматривающей полномочие председателя Законодат. Собрания подписывать законы края; ч. 3 ст. 81 в части, требующей согласия Законодат. Собрания на освобождение от должности перечисленных в ней должностных лиц; абзац 2 ч. 1 статьи 82.
Признать ч. 2 статьи 83 Устава (Основного Закона) Алтайского края не соответствующей К. РФ, ее статьям 3 (ч. 2), 5 (ч. 3), 10 и 77.
3. Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодат-ва РФ", "Российской газете", а также официальных изданиях органов гос. власти Алтайского края.
118. Комментарий отдельных положений статьи 107 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 22 апреля 1996 года).
Поводом к рассмотрению дела явились запрос Гос. Думы о толковании ряда положений ст. 107 К. РФ, запрос Президента РФ о толковании ч. 1 ст. 107 К. РФ, а также запрос Совета Федерации о толковании ч. 3 ст. 107 К. РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений ст. 107 К. РФ, связанных с понятием "принятый фед. закон", с процедурой отклонения фед. закона Президентом РФ, а также с повторным рассмотрением фед. закона палатами Федерального Собрания в "установленном К. РФ порядке".
На основании изложенного и руководствуясь статьями ФКЗ "О КС РФ", КС РФ в связи с толкованием отдельных положений ст. 107 К. РФ постановил:
1. Под "принятым фед. законом" по смыслу ч. 1 ст. 107 К. РФ понимаются: законы, принятые Гос. Думой и одобренные Советом Федерации; законы, повторно принятые Гос. Думой в соотв. с К. РФ; законы, одобренные Гос. Думой и Советом Федерации в соотв. с ч. 3 ст. 107 К. РФ.
2. Принятый фед. закон в течение 5 дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае, предусмотренном ч. 5 ст. 105 К. РФ, принятый фед. закон Президенту РФ направляет Гос. Дума.
3. Отклонение фед. закона Президентом РФ, предусмотренное ч. 3 ст.107 К. РФ, означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа.
Не является отклонением фед. закона в смысле ч. 3 ст. 107 К. РФ возвращение Президентом РФ фед. закона в соответствующую палату Фед. Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных К. РФ требований к порядку принятия фед. законов и предусмотренных ею условий и процедур.
4. Положение о том, что в случае отклонения Президентом РФ фед. закона Гос. Дума и Совет Федерации в установленном К. РФ порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения о 14-дневном сроке. Если отклоненный Президентом РФ фед. закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето преодоленным.
5. Данное КС РФ в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным. Оно не имеет обратной силы.
6. Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
7. Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодат-ва РФ", "Российской газете", а также иных официальных изданиях органов гос. власти РФ. Постановление должно быть опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда РФ".
Развитие конституционно-правовых основ местного самоупр-я в РФ. Постановление КС РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики «О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике».
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Президента РФ и группы депутатов Гос. Думы Фед. Собрания, а также жалоба группы граждан, проживающих в городе Ижевске, на нарушение их конст. права на осуществление местного самоупр-я.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями положения Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" Конституции РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:
1. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение о том, что Гос. Совет Удмуртской Республики самостоятельно устанавливает систему органов гос. власти в Удмуртской Республике соответствующим К. РФ.
2. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение, согласно которому предусмотрено образование представительных и исп. органов гос. власти административно - территориальных единиц (районов и городов) не противоречащим К. РФ.
3. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение, согласно которому предусмотрено образование представительных и исп. органов гос. власти таких городских поселений (район в городе и город, входящий в район), которые не имеют согласно К. Удмуртской Республики статуса административно-территориальных единиц, входящих в состав Удмуртской Республики, не соответствующим К. РФ, ее статьям 66 (ч. 1), 72 (п. "н" ч. 1), 77 (ч. 1), 130 (ч. 1).
Признать по тем же основаниям не соответствующими К. РФ положения Закона, которые регламентируют статус представительных и исп. органов гос. власти района в городе и города, входящего в район, и их должностных лиц и являются производными от содержащегося в ст. 2 (часть первая, абзац 5) положения, предусматривающего образование представительных и исп. органов гос. власти района в городе и города, входящего в район (то есть города районного подчинения).
Признать ч. 8 ст. 21 Закона, согласно которой в сельские поселения и поселки районным Советом депутатов по представлению главы администрации назначаются "управляющие сельсоветами и поселками", не соответствующей К. РФ, ее статьям 12 и 130 (часть 1).
4. Признать содержащееся Законе Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение, согласно которому территориями муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоупр-е, являются сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов, не соответствующим К. РФ, ее статьям 130 и 131, постольку, поскольку данное положение исключает создание муниципальных образований иных поселений (город в районе, район в городе и т.п.), не имеющих согласно К. Удмуртской Республики статуса административно-территориальных единиц, входящих в состав Удмуртской Республики.
5. Признать часть 4 статьи 7 и пункт 2 главы IV Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" не соответствующими К. РФ, ее статьям 32 (часть 2), 130 (часть 2), 131 (часть 2), постольку, поскольку в случае создания органов гос. власти районов, городов республиканского подчинения и соответствующего преобразования видов муниципальных образований полномочия органов самоуправления районов и городов, имеющих согласно статье 74 К. Удмуртской Республики статус административно - территориальных единиц, входящих в состав Удмуртской Республики, не могут быть прекращены досрочно без учета мнения населения на основаниях и в формах, предусмотренных законами Удмуртской Республики, принятыми в соотв. с К. РФ. Наиболее адекватной формой учета мнения населения при таких обстоятельствах является референдум. Такой референдум во всяком случае должен быть проведен по требованию населения в соответствии с действующим законодат-вом и уставом муниципального образования. Если требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий достаточно решения соответствующих выборных органов местного самоуправления.
6. Признать ч. 2 статьи 8 Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" не соответствующей К. РФ, ее статьям 5 (часть 3), 10, 11, 118, поскольку она в силу своей неопределенности допускает возможность отмены актов представительных и исп. органов гос. власти района, города органами гос. власти Удмуртской Республики с нарушением установленных в РФ принципа разделения властей, разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий между органами гос. власти.
7. Признать не соответствующими К. РФ, ее статьям 5 (часть 3), 10, положение части второй статьи 21 Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" о том, что глава администрации района, города назначается и освобождается от должности Президиумом Гос. Совета Удмуртской Республики по представлению Председателя Прав-ва Удмуртской Республики и согласованию с Советом депутатов района, города; взаимосвязанные с этим положение статьи 13 (пункт "к") о том, что к ведению Совета депутатов относится согласование кандидатуры на должность главы администрации, ходатайство об освобождении главы администрации от занимаемой должности, и положение части седьмой статьи 21, в соответствии с которым заместители главы администрации назначаются по согласованию с Правительством Удмуртской Республики.
8. Признать положения главы IV Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" не соответствующими К. РФ, ее статье 12, в той мере, в какой органы самоуправления района, города фактически включаются в систему органов гос. власти, а именно поскольку данные положения предусматривают: создание объединенных Советов депутатов на переходный период (пункт 2, абзац 1); превращение глав администраций муниципальных образований в государственных должностных лиц, а также их назначение и освобождение от должности органами гос. власти Удмуртской Республики (пункт 2, абзац 2).
9. Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
10. Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодат-ва РФ", "Российской газете", официальных изданиях органов гос. власти Удмуртской Республики. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда РФ".