Конституционный статус автономного округа. Постановление КС РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 66 К. РФ положения о вхождении автономного округа в состав края и области.

В составе РФ в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ - национально-гос-ным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соотв. с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в РФ непосредственно.

Автономный округ - национальное гос. образование, отличающееся особым нац. составом и бытом населения. Автономный округ является формой нац-ной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Однако действующая К. РФ такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться фед. законом и договором между органами гос. власти автономного округа и, соответственно, органами гос. власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются К. РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами гос. власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Согласно К. РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исп. органов автономной области, автономного округа может быть принят фед. закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав в соотв. с К. РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами РФ, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономной области или автономного округа в соотв. с федеральным конст. законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исп-ной и судебной власти, которые функционируют на основе К. РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

К. РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как фед. органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, решаются ими самими. Согласно К. РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фед. законы и принимаемые в соотв. с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании конституционного положения о вхождении округа в состав края, области КС РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения.

Наши рекомендации