Развитие избирательного законодательства в РФ.
Изб. законодат-во продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодат-ва. Как известно, центральное место в системе российского изб. законодат-ва занимает ФЗ "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ" 2002 г. В соотв. с этим Законом принимаются законы субъектов РФ о выборах органов гос. власти субъектов РФ и выборах органов местного самоупр-я. Первый ФЗ "Об основных гарантиях избю прав граждан РФ" был принят в 1994 г. Он устанавливал только основные параметры механизма реализации гражданами изб. прав при проведении как федеральных, так и региональных выборов; на их основе законодательные органы субъектов РФ могли осуществлять детальное правовое регулирование, исходя из особенностей организации гос. власти и местного самоупр-я в конкретном субъекте Федерации. Принятый в 1997 г. ФЗ "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и внесенные в него в 1999 г. обширные изменения коренным образом изменили соотношение федерального и регионального изб. законодат-ва. ФЗ стал постепенно утрачивать черты рамочного, и правовое регулирование вопросов формирования органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоупр-я фактически стало все больше переводиться в сферу ответственности федерального законодателя.
Несмотря на достаточно высокие темпы модификации современного российского изб. законодат-ва, налицо специфические "проблемы роста", которые проявляются в том, что сформировавшаяся система изб. законодат-ва является излишне громоздкой. Действующий ФЗ "Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ" с его всеобъемлющим предметом регулирования фактически играет роль изб. кодекса страны, однако в этом качестве он не вполне эффективен, поскольку параллельно с ним действуют иные законы о выборах, при этом фед. законами о выборах может изменяться его содержание. Превратиться в полноценный изб. кодекс России, исчерпывающим образом регулирующий проведение всех выборов в РФ, он не может без изменения К. РФ, без ревизии основ федеративного устройства страны, предполагающих определенную самостоят-ть субъектов Федерации в формировании образуемых ими органов гос. власти, а также установленного К. разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в области организации системы органов гос. власти и органов местного самоупр-я.
В этой связи представляется актуальной постановка вопроса о том, чтобы детальное регулирование, содержащееся в данном Законе, было рассчитано прежде всего на выборы органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоупр-я. Применительно к выборам депутатов Гос. Думы и Президента РФ это более правильно сделать в соответствующих фед. законах о выборах.
74.Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах.
В основу современного изб. права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.
Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие установленным законом возраста, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее изб. право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших изб. возраста, не совпадают. По К. РФ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения- содержание под стражей.
Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом изб. округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек- один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов.
Как отмечается в постановлении КС РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодат. Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной изб. системе одновременно в одно- и многомандатных изб. округах может не противоречить К. РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами изб. прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, изб. законодат-во предусматривает использование ряда юр. механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования изб. округов.