Обеспечение верховенства Федеральных законов на территории субъектов РФ. Разрешение коллизий законодательства федерации и субъектов РФ.
Коллизионное право - это совокупность норм, на основе которых разрешаются противоречия между нормами права различных государств либо их частей. В РФ коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий между российским и зарубежным законодат-вом, а также между федеральным законодат-вом и законодат-вом субъектов Федерации. Эти нормы содержатся в международных договорах РФ, а также в актах фед. законодат-ва и в договорах РФ с конкретными ее субъектами.
Порядок разрешения коллизий между федеральным законодат-вом и законодат-вом субъектов Федерации установлен в К. РФ в ст. 76. Эта статья концептуально устанавливает иерархию, т.е. соподчиненность нормативных правовых актов, издаваемых федеральными и региональными органами гос. власти. Она определяет пределы действия федеральных и региональных законов, их виды и соотношение между собой.
Ч. 1 ст. 76 устанавливает, что по предметам ведения РФ, т.е. по тем вопросам, которые на высшем уровне решаются Федерацией, принимаются 2 вида законов: федеральные конституционные и федеральные. Уровень фед. законодат-ва предопределен предметами исключительного ведения России. Фед. конст. законы отличаются от текущих по предмету правового регулирования, т.е. по содержанию, и порядку принятия. Они могут быть приняты только по вопросам, предусмотренным самой К.
Федеральные конст. законы принимаются квалифицированным большинством голосов каждой палаты Фед. Собрания: 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. На эти законы не распространяется президентское вето. Федеральные конст. законы не могут вносить изменения в текст К. Они могут лишь развивать конст. положения.
Фед. законы, в свою очередь, подразделяются на ординарные (текущие, простые) и кодифицированные. К числу кодифицированных относятся все кодексы РФ.
Все федеральные конституционные и фед. законы имеют прямое действие на тер-рии России. Это означает, что не требуется их ратификация, т.е. утверждение парламентами субъектов Федерации. Т.о., вид издаваемого закона определяется предметами ведения Федерации и ее субъектов.
В ч. 2 ст. 76 устанавливается, что по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются как фед. законы, так и принимаемые в соотв. с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. К числу федеральных относятся законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между фед. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ (например, Основы законодательства РФ о культуре, о нотариате), а также фед. законы, направленные на реализацию полномочий фед. органов гос. власти.
Ч. 3 ст. 76 устанавливает иерархическую соподчиненность законодательных актов; фед. законы не могут противоречить К., законам РФ о поправках к К. РФ и федеральным конст. законам. Федеральные конст. законы имеют более высокую юр. силу, чем текущие фед. законы.
Ч. 4 ст. 76 определяет пределы собственного правового регулирования субъектов РФ. Республики, края, области, автономная область и автономные округа принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, которые не входят в пределы исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это, в частности, конституции и уставы субъектов Федерации; законы о выборах в региональные парламенты; правовой статусе депутатов представительных органов местного самоупр-я и др.
Ч. 5 ст. 76 закрепляет универсальный принцип построения конституционно-правовой системы федеративного гос-тва- верховенство фед. закона по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Коллизии между федеральным и региональным законодат-вом разрешает КС РФ.
Ч. 6 ст. 76 закрепляет верховенство регионального закона по предметам исключительного ведения субъектов Федерации.
63. Законодательство РФ о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта.
В 2001 г., в соотв.с ч. 2 ст. 65 К. РФ,принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».
Принятие в РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного гос-ва или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с ФКЗ и не связанная с принятием в РФ иностранного гос-ва или его части.
Принятие в РФ нового субъекта осуществляется в соотв. с К. РФ, международными (межгос-ными) договорами РФ, ФКЗ, а также федеральными конст. законами о принятии в РФ нового субъекта. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное гос-во или его часть. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного гос-ва или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного гос-ва в соотв. с международным (межгос-ным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного гос-ва или его части, заключенным РФ с данным иностранным гос-вом.
Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе РФ нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе РФ нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается. Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исп. органов гос. власти) заинтересованных субъектов РФ. В случае, если вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем через год.
Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта представляются Президенту РФ.