Право граждан на судебную защиту и его осуществление на основе современного законодат-ва.
Ст. 46 К.РФ закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, адм-ного, гражданского и конст. судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 К..
Суд независим и подчиняется только закону. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодат-ва. Кроме того, деят-ть суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства - исковому производству, производству, возникающему из адм-но-правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться К., другими законодат. актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий для принятия беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой. В соответствии с российским законодат-вом жалоба может подаваться в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, по его усмотрению, в суд по месту нахождения органа (должн. лица), действия которого оспариваются, или по месту жительства гражданина.
Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности имеет положение К. о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов гос. власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Рассмотрение судом жалоб на действия органов и должностных лиц имеет свою специфику. Перед судом стоит задача проверить правомерность, законность решений и действий конкретных должностных лиц, гос-ных и иных органов.
37. Свобода совести, ее содержание и гарантии. Действующее законодат-во о свободе совести и религиозных объединениях.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соотв. со ст. 28 К. каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер гос-ва, закрепляемый в качестве основы конст. строя РФ (ст. 14 К.). Никакая религия не может устанавливаться в качестве гос-ной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конст. норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
В ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на тер-рии России.
Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.
ФЗ предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.
Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в гос-ных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негос-ных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.
38. Социальные (трудовые) права и свободы граждан России, их новое содержание и гарантии в условиях перехода к рынку.
В условиях рыночной экономики претерпело изменение содержание прав человека в сфере труда (ст.37 К.). Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в К. СССР 1936 г. и К. РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. К. России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.
К. 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли гос-ва, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы. Однако это не означает устранения гос-ва от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Гос-во: 1) запрещает принудительный труд; 2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного фед. законом минимального размера оплаты труда; 3) утверждает право на защиту от безработицы; 4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных фед. законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Конст. трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 К.). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Функции гос-ва в этой сфере заключаются в установлении посредством фед. закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 К. закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой гос-ва. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в фед. законодат-ве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.
Ст. 38 К. определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 К.). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать гос. пенсии и соц. пособия. Причем фед. закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное соц. страхование, создание дополнительных форм соц. обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами гос. власти и органами местного самоупр-я жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из гос-ных, муниципальных и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и мед. помощь (ст. 41 К.) предполагает бесплатность последней в гос-ных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 К.).
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 К.).