Развитие законодательства о гражданстве. Действующий закон «О гражданстве РФ».

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодат-во о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодат-ва демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

С образованием СССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 К. СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соотв. с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Новое Положение о гражданстве СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г.

К. СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению СССР законодат-ва о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соотв. с К. СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве СССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

К. СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского гос-ва. Согласно К. 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

На основании ст. 33 К. СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР, что вызывалось необх-тью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством. Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи).

23 мая 1990 г. был принят Закон о гражданстве СССР, в нем появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Принятие Декларации о гос. суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве РФ (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В настоящее время действует ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. ФЗсостоит из 9 глав и 45 статей. В ФЗ содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражд-ва РФ.

26. Принципы гражданства РФ: механизмы принятия решения вопросов гражданства.

Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в К.(ст. 6). Единое гражданство в федеративном гос-ве- необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодат-во не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. 1) это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими гос-ва стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства РФ проживающими на ее тер-рии лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства. 2) свободный характер гражданства РФ выражается в том, что К. и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе гос-ва, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Запрет в К. РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего хар-ра связи между человеком и гос-вом, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного гос-ва (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соотв. с фед. законом или международным договором РФ (ст. 62 К.РФ).

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и фед. законами.

6. Российское законодат-во исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с гос-вом, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в К. РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому гос-ву. За прест-я, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уг. ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим гос-вом, необх-ть обеспечения принятых в гос-ве гарантий защиты его прав и интересов в уг. процессе.

Наши рекомендации