Фактическая и юридическая Конституции.
В науке КП термин "конституция" употребляется в нескольких значениях. Чаще всего различают 2 понятия: к. в материальном смысле и конституция в формальном смысле. К. в материальном смысле (иногда используют понятие «фактическая конституция»)- совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общ-ные отношения в гос-ве (взаимоотношения гражданина и гос-ва, основы общ-ного строя, форма правления и т.п.) К. в формальном смысле (иногда используют понятие «юридическая конституция»)- закон (или несколько), обладающий высшей юр. силой, принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке. К. в формальном смысле всегда писаный акт. Нормы материальной к. могут быть как писанными, так и неписаными (т.е. обычаями). В то же время в к. в формальном смысле слова могут встречаться нормы, по материальному хар-ру к ней не относящиеся.
Все гос-ва обладают к. в материальном смысле, но не у всех их них есть к. в формальном смысле. Так, в Великобритании существует конституция в материальном смысле, но не формальном, и может быть изменена путем принятия обычного закона, регулирующего отношения, относимые к конституционным.
9. Понятие Конституции государства и общества, ее юр. признаки и виды. Верховенство Конституции в федеративном государстве.
К. представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и гос-ва, определяет субъекта гос. власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые гос-вом права, свободы и обязанности человека и гражданина.
К. обладает формально-юр-кими признаками- теми, которые отличают ее от иных актов и законов. 1) К. не только юр-кий, но и политико-правовой документ; 2)это важнейший юр. документ, основной закон страны; 3)это главный источник нац-ного права в любом гос-ве; 4) это база текущего гос-ва; 5) К. осущ-ет процедуру осущ-ния правотворческой деят-ти самого высшего уровня; 6)закрепляет все виды, формы общенац-ных правовых актов; 7)устанавливает иерархию каждого нормативного акта; 8)имеет особое, отличное от др. законов наименование, которое совмещает родовую и видовую хар-ку; 9)это документ, единственный в своем роде, предмет конст. регулирования которого в названии не расшифровывается; 10)по форме к. часто являются письменным документом, это моноакт, реже представлены несколькими актами.
Виды конституций:1. По форме различаются:писаные,неписаные,смешанные. 2. По порядку установления:октроированные (дарованные монархом), неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом). 3. По порядку изменения и дополнения: гибкие (процедуры изменения, дополнения, либо полного обновления не представляют особой сложности), жесткие (процедура изменения, дополнения, либо полного обновления которых не исчерпывается традиционными формами, а усложнена какими-то дополнительными стадиями, согласованиями). 4. По форме правления: монархические(конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др.), республиканские (конституции Италии, Китая, США, Франции, ФРГ, России и т.д.); 5. По форме закрепляемого гос. устройства: федеральные- закрепляют принципиальные устои образования федеративного гос-ва: цели объединения субъектов в единый гос. союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и ее субъектов), разграничение компетенции между ними; регулируют систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исп-ной и судебной властей федерации, определяют их компетенцию, механизм конституционной ответственности (конституции США, ФРГ, Индии, России), унитарные(конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России); 6. По полит. режиму:демократические (декларируют и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина), авторитарные(ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские), тоталитарные (утверждают одну идеологию в качестве гос-ной и общеобязательной, а единственную партию- в качестве руководящей и направляющей силы общества); 7. В зависимости от времени действия: постоянные(неограниченный срок действия), временные(принятые на определенный срок, например, К. Таиланда 1954 г., К. ЮАР 1994 г., принятая на 5 лет); 8.В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общ-ным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе:фиктивные (не выражают общ-ные отношения, которые функционируют в стране, оторваны от действительности и сугубо формальны), действительные(являются адекватным выражением и воплощением фактических общ-ных отношений, которые сложились в обществе); 9. В правовой науке: юридические (закон (или несколько), обладающий высшей юр. силой, принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке),фактические (материальные)- совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общ-ные отношения в гос-ве (взаимоотношения гражданина и гос-ва, основы общ-ного строя, форма правления и т.п.).