Специальные административно-правовые режимы

Вопросы:

1. Понятие и виды САПР

2. Режим военного положения

3. Режим чрезвычайного положения

4. Санитарно-эпидемиологический режим

5. Иные виды САПР

Методические рекомендации

Приступая к рассмотрению первого вопроса данного семинарского занятия, студенты должны в первую очередь определить, что такое специальный административно-правовой режим. При этом следует исходить из того, что в повседневной деятельности государства и общества всегда встречаются ситуации произвольного измене­ния состояния общественных отношений, которые угрожают жизни и здоровью людей, нормальному функционированию всех институтов государства и общества. Далее следует отметить наличие нескольких оснований для классификации специальных административно-правовых режимов: по времени, по территории действия, по кругу субъектов и другие. Целесообразно раскрыть их содержание.

Второй вопрос касается одного из самых важных специальных административно-правовых режимов – режима военного положения. Студенты должны привести его понятие, определить правовую основу его функционирования, период действия, порядок введения и прекращения. Будет правильным особое внимание уделить принимаемым органами государственной власти мерам в период действия этого режима, выяснить, в каких случаях возможно ограничение прав и свобод граждан, указать случаи возложения на граждан дополнительных обязанностей.

Следующий вопрос, посвященный режиму чрезвычайного положения, нужно осветить подобным же образом. В нем также важно дать понятие этого режима, указать правовую основу его функционирования, определить период действия, порядок введения и прекращения, принимаемые государством меры. Раскрывая последнее положение, можно провести сравнительный анализ принимаемых мер в случае введения, с одной стороны, военного, а с другой стороны, чрезвычайного положений, определить причины существующих различий.

Четвертый вопрос затрагивает проблемы функционирования постоянно действующего специального административно-правового режима – режима санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом вопросе студенты должны отметить цели данного режима, его правовую базу, возможные точки соприкосновения санитарно-эпидемиологического режима и режима чрезвычайного положения, принимаемые меры и случаи ограничения прав отдельных категорий граждан.

Приведенные выше специальные административно-правовые режимы являются наиболее важными и значимыми с точки зрения возможности ограничения конституционных прав и свобод граждан, однако они не единственно существующие. Поэтому в последнем вопросе данного семинара студенты должны привести и охарактеризовать и иные виды специальных режимов: режим государственной границы, государственной тайны, закрытых административно-территориальных образований и другие. Их следует рассмотреть аналогичным образом.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

9. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Е. Н. Сидоренко. М., 2006.

10. Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2004.

11. Смолина Л. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О военном положении». М., 2006.

12. Хаманева Н. Д. Административное право Российской Федерации. М., 2005.

НОРМАТИВНАЯ:

1. ФКЗ от 30 января 2002 г. N1-ФКЗ «О военном положении».

2. ФКЗ от 30 мая 2001 г. N3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

4. ФЗ от 30 марта 1995 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.12.2002 N 178-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П).

6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

7. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 10 января 2006 г.).

8. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

9. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 «Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

10. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».

11. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».

13. Дисциплина и законность в деятельности

исполнительной власти

Вопросы:

1. Сущность и способы обеспечения законности

2. Государственный контроль и его виды

3. Судебный контроль

4. Прокурорский надзор

5. Административный надзор

Методические рекомендации

Предлагаемое к обсуждению семинарское занятие является последним в общей части административного права. Посвящено оно дисциплине и законности в деятельности исполнительных органов власти.

Первый вопрос занятия предполагает раскрытие сущности обеспечения законности, т.е. студенты должны пояснить, какие действия исполнительной власти обеспечивают законность в управлении, на что направлены эти действия. Кроме того, важно знать органы управления, которые созданы специально для осуществления контроля и надзора, и органы, для которых подобные функции являются только одним из их многочисленных направлений деятельности. В заключение ответа необходимо остановиться на способах обеспечения законности и различиях между ними.

Второй вопрос касается государственного контроля и его видов. В рамках этого вопроса студенты должны перечислить наиболее влиятельные государственные органы, которые обладают контрольными полномочиями. При этом важно помнить, что среди них есть как органы законодательной, так и органы исполнительной власти. Из всего многообразия принадлежащих им полномочий студентам необходимо выбрать только те, которые напрямую касаются исполнительной власти.

Третий вопрос уточняет и конкретизирует предыдущий, так как он целиком посвящен самому основному контролирующему органу – суду. Студенты уже частично встречались с деятельностью судебных органов при рассмотрении одного из видов административного процесса – административной юстиции. В данном же случае при ответе будет правильным акцентировать внимание не на наиболее важной деятельности суда – правосудии, – а на функции судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и дей­ствий органов государственной власти и их должностных лиц. В рамках ответа следует перечислить суды, которые являются субъектами судебного контроля, их место в судебной системе РФ, основные полномочия и виды судопроизводств, используемых для разрешения соответствующих задач.

Следующий вопрос – прокурорский надзор – представляет собой характеристику деятельности прокуратуры в отношении государственных органов исполнительной власти. Ответ можно начать с перечня отраслей прокурорского надзора, оснований для прокурорских проверок, определения полномочий и прав прокуроров при исполнении ими своих обязанностей. Особое внимание следует уделить мерам прокурорского реагирования, различиям между ними и случаям их принесения в те или иные государственные органы.

Последний раздел занятия посвящен специальному виду надзора, который регламентируется исключительно нормами административного права – административному надзору. Приступая к рассмотрению этого вопроса, студенты должны дать понятие этого вида деятельности, его главные формы, нормативно-правовые акты, закрепляющие основы административ­ного надзора в России. Немаловажно также определить основные стадии (этапы) данного способа обеспечения законности, перечислить его субъектов, охарактеризовать основные методы работы надзирающих органов, стоящие перед ними задачи и другое.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

9. Костенко Н. И. Место прокурора в государственном механизме // Государство и право. 1995. №11. С12-21.

10. Чиркин В. Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. №4. С.10-19.

НОРМАТИВНАЯ:

1. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ).

2. ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» ((в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ).

3. Закон РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

4. ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

5. ФЗ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 № 145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ (ред. 10.11.2004), от 23.12.2003 № 186-ФЗ (ред. 10.11.2004)).

6. ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

7. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ».

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-XI)

9. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2004 N 803).

Наши рекомендации