Административное правонарушение и ответственность

Вопросы:

1. Административная ответственность

2. Основания освобождения от административной ответственности. Особенности привлечения к ответственности отдельных категорий лиц.

3. Административное правонарушение

4. Административное наказание

5. Правила наложения административных наказаний

Методические рекомендации

Данное семинарское занятия посвящено одной из самых интересных тем курса «Административное право» – административному правонарушению и административной ответственности. Приступая к раскрытию первого вопроса, студенты должны привести понятие административной ответственности как особого вида юридической ответственности, определить ее признаки и принципы. При этом обязательно упоминание о том, что административная ответственность имеет не только общие, но и специфические, свойственные только ей признаки. Характеристика этих признаков позволяет более четко провести границу между административной и всеми иными видами ответственности. Немаловажно также выделить основания привлечения того или иного лица к административной ответственности, возраст, с которого допускаются соответствующие действия и др.

Второй вопрос затрагивает очень важную практическую проблему – основания освобождения от административной ответственности. Студенты должны выяснить, какие условия должны иметься в наличии для того, чтобы данное противоправное деяние не влекло за собой административного наказания, что представляет собой состояние невменяемости, каковы его критерии, как влияет тяжесть совершенного правонарушения на меру наказания. В этом же вопросе следует остановиться на особенностях привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, военнослужащих, иностранцев, лиц без гражданства и иных субъектов административных правоотношений.

Третий вопрос касается административного правонарушения. В нем следует дать понятие этого юридического термина, привести его виды и признаки. Особое внимание при рассмотрении этого раздела по праву должно быть уделено составу правонарушения, характеристике объектов и субъектов правонарушения, формам вины, внешним проявлениям правонарушения. Студенты должны пояснить разницу между материальными и формальными составами административных правонарушений, дать понятие специального субъекта правонарушения.

Ответ на вопрос об административном наказании целесообразнее всего начать с дачи соответствующего определения. Затем следует установить сущность и цели наказания, отграничить наказание от иных мер административного принуждения. Наиболее объемная часть вопроса – перечисление и характеристика отдельных видов административных наказаний. На сегодняшний день КоАП выделяет девять таких видов. Студенты должны знать, какие из них являются основными и дополнительными, какие могут применяться как в качестве тех, так и в качестве других, какие органы вправе налагать те или иные административные наказания, какие наказания могут применяться к физическим, а какие к юридическим лицам.

Последний пятый вопрос занятия предполагает всестороннее освещение правил наложения административных наказаний. Важно отметить, что КоАП разграничивает общие правила наложения наказаний, обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Студенты должны знать, как назначается наказание при совершении нескольких административных правонарушений, давность привлечения к ответственности, срок, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. №3. С.13-21.

7. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

8. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

9. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

10. Князев С. Д. Обстоятельства, исключающие административную ответственность // Правоведение. 1990. №6. С.97-99.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. ред. Ю. М. Козлова. М., 2002.

12. Комочков А. А. Административная ответственность в области оборота наркотических средств и психотропных веществ // Законодательство. 2004. № 2.

13. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

14. Кочон С. Ответственность за мелкое хищение // Российская юстиция. №7. 2000. С.22-27.

15. Лукьянов В. В. Административные правонарушения и уголовные преступления. В чем разница? // Государство и право. 1996. №3. С.83-92.

16. Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

17. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

3. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

4. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 1 апреля 2005 г.).

5. ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г.).

Тема 10. Административный процесс

Вопросы:

1. Административный процесс: понятие, виды, признаки

2. Административные процедуры

3. Административная юрисдикция

4. Административная юстиция

Методические рекомендации

Предлагаемое к изучению семинарское занятие традиционно является одним из самых сложных в рамках курса административного права, так как административно-процессуальная деятельность распадается на несколько самостоятельных видов, что не характерно для иных отраслей права. Вместе с тем все виды административного процесса имеют общие признаки, и студентам следует выявить эти признаки при подготовке к семинару. Важно также дать понятие административного процесса, определить его принципы, назвать и вкратце охарактеризовать его виды (более детально они рассматриваются в последующих вопросах). При этом возможна общая характеристика любого юридического процесса, сравнение административного и иных видов процессов. В этом же вопросе необходимо выявить соотношение понятий «административный процесс» и «административное производство».

Второй вопрос касается такого вида процесса, как административные процедуры. Студенты должны выяснить отличия процедурных производств от всех иных, субъектов, уполномоченных осуществлять те или иные процедурные действия, виды административных процедур (с некоторыми из них учащиеся уже были знакомы ранее). Один из центральных моментов ответа – это определение основной функции данного вида процесса. Другое существенное обстоятельство, подлежащее выяснению – определение нормативной основы административно-процедурных производств. При этом важно помнить, что, несмотря на важность изучаемого правового института, закона, содержащего основные правила и общие принципы осуществления процедурных производств, еще нет.

Третий вопрос посвящен другому виду процесса – административной юрисдикции. Студентам нужно определить основную функцию административно-юрисдикционной деятельности, соотнести эту деятельность с административной юстицией и процедурами, установить субъектов осуществления юрисдикционных действий. Далее следует привести и охарактеризовать основные виды административно-юрисдикционных производств и нормативную базу каждого из видов.

Заключительный вопрос, вероятно, является самым сложным для осмысления. Он требует от студентов знания не только административного, но и гражданского процессуального, арбитражного процессуально и конституционного законодательства. Приступая к изучению соответствующего материала, студентам нужно дать определение и выявить субъектов административной юстиции, показать основную функцию этого вида процесса. Необходимо также ответить на вопрос, сложилась ли в Российской Федерации административная юстиция как самостоятельный вид административного процесса, каковы перспективы дальнейшей эволюции разрешения судами административно-правовых споров.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

8. Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001.

9. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

10. Панова В. И. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001.

11. Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

12. Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.

13. Старилов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история и перспективы. М., 2001.

14. Старилов Ю. Н., Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 2004.

15. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

16. Хазанов С. Д. Правовой режим разрешения в арбитражных судах административно-деликтных споров // Российский юридический журнал. 2002. № 1. С. 28-36.

17. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции. М., 1999.

18. Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). Ч.1. М., 1996.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля, 19, 30 декабря 2006 г.).

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.).

4. ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ).

5. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г.).

6. ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.).

7. Закон РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

8. Постановление Правительства РФ от 1 августа 1997 г. № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715).

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-XI).

Наши рекомендации