ВОПРОС 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента
1. Общие основания прекращения обязанностем Президента РФ
2. Отрешение Президента РФ от должности - импичмент
1. Общими основаниями прекращения обязанностей Президента РФявляется ограничение 4 годами времени исполнения им своих обязанностей. Следовательно, полномочия Президента прекращаются по истечении конституционного срока - 4 лет или 8 лет при повторном избрании. Моментом прекращения полномочий является принесение присяги следующим главой государства.
Конституция РФ предусматривает случаи досрочного прекращения президентских полномочий.Это происходит в результате:
ü отставки;
ü стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;
ü отрешения от должности.
В первом случае Президент представляет парламенту соответствующее заявление.
Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.
2. В Российской Федерации предусмотрена конституционная возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности, именуемая в международной практике процедурой импичмента.
Институт импичмента закреплен во многих иностранных конституциях, однако в развитых странах он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты только 2 безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента - в 1865 и 1974 гг.). Процедура импичмента в РФ имеет 3 стадии:
ü выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;
ü заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;
ü отрешение Президента от должности Советом Федерации. Содержание этих стадий следующее:
ü обвинение выдвигается Государственной Думой РФ большинством в 2/3 голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов; Президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
ü Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о конституционности процедуры обвинения;
ü Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 + 1 голос от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения; импичмент считается отклоненным в двух случаях - решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.
В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий по любому основанию исполнение обязанностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.
ВОПРОС 15. Место Федерального Собрания - парламента в системе органов государственной власти
1. Парламент как один из органов государственной власти, принципы его деятельности и функции
2. Главные отличия Федерального Собрания - парламента РФ от Съездов народных депутатов и Верховных Советов СССР и РСФСР
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. выделяет следующие органы государственной власти России:
ü Президент РФ;
ü Правительство РФ;
ü Федеральное Собрание - парламент РФ;
ü суды РФ.
ü В системе данных органов Федеральное Собрание - парламент РФ выполняет роль представительного и законодательного органа России.
ü Главными функциями парламента являются:
ü представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;
ü осуществление законодательной деятельности на федеральном уровне.
Деятельность парламента РФ основывается на следующих принципах:
ü независимость от других органов государственной власти;
ü невмешательство в работу других органов государственной власти;
ü взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.
2. Федеральное Собрание- парламент РФ - отличается от прежних высших органов законодательной власти СССР и РСФСР (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тем, что:
ü современный парламент практически не имеет контрольных функций (например, отдельные министры не несут, как прежде, ответственности перед Федеральным Собранием и могут быть назначены на должность Президентом без согласия парламента);
ü современный парламент не составляет с законодательными собраниями субъектов РФ единой иерархической системы подобно системе советов во главе со Съездом и Верховным Советом СССР (до 1991 г.) и РСФСР, России (до 1993г.)