Нормы российского конституционного права.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся, прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.
Особенностями конституционно-правовых норм являются:
1) содержание норм, зависящее от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источники , в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в Конституции Российской Федерации;
3) своеобразие видов: среди конституционных норм значительно больше, чем в других отраслях, обще регулятивных норм.
4) учредительный характер содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
5) особый механизм реализации;
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.
7) структура конституционно-правовых норм. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.
8) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами
9) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека;
Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям.
1. В зависимости от круга регулируемых ими общественных отношений
нормы связанные с основами конституционного строя,
нормы связанные с основами правового статуса человека и гражданина,
нормы связанные с федеративным устройством,
нормы связанные с органами государства, органами местного самоуправления.
2. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.
3. По характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть
императивными. В них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно.
диспозитивными. Правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.
4. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на:
обязывающие. Закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами
запрещающие. Содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий.
Управомачивающие. Закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.
5. По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на:
материальные. Отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется
процессуальные. Содержат формы и процедуры правового регулирования, тем самым, отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.
6. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:
постоянные, которые не ограничены сроком своего действия,
временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения).
7. По территориальным масштабам их действия конституционно-правовые нормы разделяются на
действующие по всей стране,
действующие на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др.
Определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм.
Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами.
Институты конституционного права — это совокупность (подсистема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др.