Тема «Основные теории конституционного права России»
Тема «Основные теории конституционного права России»
Понятие и предмет регулирования конституционного права.
Нормы российского конституционного права.
Конституционно-правовые отношения.
Понятие и предмет регулирования конституционного права.
Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.
Предметом Конституционного права выступают общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.
Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни (предметом трудового права являются трудовые отношения и т.д.).
Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.
В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений.
Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни:
1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации и т.д.)
2. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3. Урегулирование отношений между Федерацией и ее субъектами составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
4. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления, виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.
Тема «Конституция Российской Федерации»
Понятие и сущность конституции. Возникновение конституции как учредительного акта.
Юридические свойства конституции, ее место в системе нормативных актов.
Виды Конституций.
4. Структура и содержание Конституции РФ 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.
Прямое действие конституционных норм.
Правовая охрана конституции: понятие, виды.
Виды конституций.
писаные конституции - форма единого и единственного консолидированного, кодифицированного конституционного акта (формальная конституция);
неписаные конституции - форма нескольких или многих нормативных актов конституционного значения (материальная конституция).
В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке, но есть страны (Великобритания, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет.
2. по порядку принятия различаются
октроированные (дарованные сверху) конституции – те основные законы, которые были "дарованы" народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента».
легитимные конституции – принятые на референдуме или представительным органом — парламентом, учредительным или конституционным собранием.
C порядком принятия конституции связан термин "харизматическая конституция" (от греческого слова "харизма" – божественный дар) конституция , в разработке и принятии которой ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим ("сталинская Конституция", "брежневская Конституция").
По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на:
«гибкие» изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании);
«жесткие» изменяются и дополняются в более жестком, сложном порядке (например, голосованием, квалифицированным большинством или через референдум).
Подавляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» характер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.).
По времени своего действия различают
постоянные конституции - имеют формально неограниченный срок своего действия; временные конституции - принимаются на определенный срок.
4. Структура и содержание Конституции РФ 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
На структуру и содержание Конституции РФ 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы; 9 глав, содержащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второго раздела «Заключительные и переходные положения».
Раздел первый содержит такие главы:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание РФ;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.
В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:
1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);
2) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государство в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).
3)зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);
4) открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;
5) четко проведен принцип разделения властей.
6) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации,
В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.
Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения истории российской конституции появился впервые. В отличие от основной части Конституции эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции; приоритет положений новой Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров, прежнего законодательства и других правовых актов; отдельные сравнительно частные положения о деятельности существующих и вновь учрежденных государственных органов (Президента, Правительства, судов, палат Федерального Собрания и его депутатов).
Право на жизнь
Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку сто ведет к гибели, как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога давать жизнь и отбирать ее у человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена "впредь до ее отмены"). В то же время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:
а) смертная казнь должна устанавливаться только федералъным законом;
б) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;
в) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни (т.е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);
г) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить опасность непоправимой судебной ошибки.
Достоинство личности
Достоинство - качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.
Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.
Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском , в котором здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст. 150). Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это – своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания":
Институт неприкосновенности частной жизни включает несколько гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции (ст. 23 и 24).
а) Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д.
б) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются вскрытие писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров.
Строго регламентирован законом порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.
в) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
г) Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное учреждение, например, для получения сведений об экологической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии.
Неприкосновенность жилища
По существу это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов – основное содержание неприкосновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) – это в сущности обычные преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.
Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара пожарники.
Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу.
Национальная принадлежность
Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку.
Свобода мысли и слова
Мысль – неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. "Я мыслю – значит, я существую", – писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы – заветная цель всех тиранов, но эта цель, в конечном счете, неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины – главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова "шуточные" крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Важно положение ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них". По своему содержанию понятие "убеждения" шире, чем "мнения", это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.
5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
Политические права тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
– в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
– самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
– являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:
1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);
2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
3) право на объединение (ст. 30);
4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).
Избирательный процесс
Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов).
Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, предвыборных публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации»
Федеральное Собрание – парламент РФ.
Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс.
Федеральное Собрание – парламент РФ.
Федерального Собрания Российской Федерации – парламент – это общегосударственный, представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим, представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть.
В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах:
1) Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат;
2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть;
3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;
4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;
5) Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации.
Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно.
Функции российского парламента:
-осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов;
-участие в назначении высших должностных лиц;
-контроль за деятельностью Президента РФ;
-контроль за деятельностью Правительства РФ
-решение внешнеполитических вопросов РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их место жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:
– посланий Президента РФ;
– посланий Конституционного Суда РФ;
– выступлений руководителей иностранных государств.
В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:
1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;
2) связанные с организацией деятельности палат;
3) по принятию федеральных законов.
Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
Конституционно закреплено, что в Совет Федерации входят по - два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, один представитель от законодательной власти, другой от исполнительной власти.
Конституция 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов.
Двухпалатность Федерального Собрания означает, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы.
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года установил, что представителями субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Если законодательный орган субъекта РФ двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением палат.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Полномочия Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).
Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Состав палат различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетенция палат Федерального Собрания отсутствует.
Важнейшая роль отводится федеральным конституционным законам, перечень которых установлен конституционными нормами (ч.2 ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 56 и 88, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. «в» ст. 84, ч. З ст. 87, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128, ч. 2 ст. 135). Они посвящены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной символике.
Федеральные конституционные законы отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Среди актов парламента крупную роль играют федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права.
Кроме законов, Федеральное собрание имеет полномочие на создание нормативно-правовых актов, к которым относятся постановления и распоряжения.
Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности.
Государственная Дума вправе также принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президент Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом.
Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя в себя следующие стадии:
1) законодательную инициативу-право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Согласно статье 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения.
2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя Субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: – устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
3) принятие закона - Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу относят законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира (ст. 106 КРФ).
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Принятие конституционных законов регламентировано статьей 108 Конституции РФ. Согласно этой норме, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не ме<