Междунар защита прав и свобод человека.

Важная особенность МП – это наличие совокупных норм, посвященных правам человека, регулирующих сотрудничество гос-в в этой сфере и обеспечивающих международную защиту прав и свобод человека. Права человека не дарованы никакой властью и никем не могут быть отняты. Идея верховенства общечеловеческих ценностей над всеми другими, понимание человека как высшей социальной ценности предполагает признание основных прав и свобод человека неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

Гражданские, культурные, соц, эк и иные права человека являются неотъемлемым качеством каждого индивида, не зависимо от расы, пола, языка, нации, религии, политических и иных убеждений.

Права и свободы гарантируются гос-вом по средствам внутреннего права.

Основные документы в этой области:

•устав ООН; •всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года;

•2 пакта ООН 1966 года (пакт о экономических и соц-культурных правах, о гражданских и политических правах);

•Протокол ко 2 пакту - это все и составило пакт о правах человека.

Плюс еще есть другие документы:

•Конвенция о предупреждениях преступлений геноцида 1948 год;

•Декларация о предоставлении независимости колониальным гос-вам 1965;

•Конвенция о полит правах женщин 1952 год;

•Конвенция о правах ребенка 1989.

Каждое гос-во само занимается защитой, это его суверенное право. Но грубые нарушения (апартеид: расовая дискримин) должны наказываться, требуют вмешательства. Поэтому образовали международные механизмы:

1.Пакт о соц и экон правах 1966 года. Согласно ему гос-ва переодически направляют доклады ген сек ООН о принимаемых ими мерах. Члены комитета представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает гос-вам свои замечания. Дает рекомендации.

2.О граж и полит правах. Создан комитет по правам человека. 18 экспертов. Доклады 1 раз в 5 лет, дают рекомендации. Этот комитет может рассматривать частные жалобы.

3.Конвенция о ликвидации расовой дискриминации 1965 года. Создан комитет по ликвидации.

4.1984 конвенция против пыток. На ее основе комитет.

5.Конвенция о полит правах женщин 1952 год - Комиссия по правам женщин.

6.В 1993 г. Ген Ассамблея учредила пост Верховного комиссара по правам человека, кот ежегодно представляет ООН доклады о состоянии прав человека в отдельных странах и в мире в целом.

На региональном уровне появляются и совершенно новые институты. Так, с1992 в рамках ЕС учреждена должность Омбудсмена, которая до этого была известна праву лишь нескольких гос-в. Его осн задача - контролировать соблюдение прав человека. В рамках ЕС омбудсмен призван содействовать обеспечению прав не только физических, но и юридических лиц.

Особый интерес представляет система обеспечения прав человека в рамках Совета Европы. Центральное место занимает Европейский суд по правам человека. Каждое гос-во - член ЕС представлено в Суде одним судьей. Суд рассматривает петиции как от отдельных лиц, так и от гос-в. При предварительном рассмотрении комитет из трех судей может решить, что дело не подлежит рассмотрению. Гос-во, в отношении которого вынесено решение, обязано его исполнить. За этим следит Комитет министров Совета Европы.если не выполнил, то исключают из Совета Евр.

В России в кач одного из конституционных прав человека закреплено право каждого обращаться в межгосударств органы по защите прав человека в соответствии с ее международными договор, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Указом Президента РФ 1998 г. утверждено Положение об Уполномоченном РФ при Европ суде по правам человека. Его основная функция - защита интересов России в Суде, а также контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека государств органами России. В России также принят Федеральный конституционный закон 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", т.е. об омбудсмене, при Президенте действует Комиссия по правам человека.

Средства правовой защиты могут быть как судебными, так и административными.

Задача международных средств контроля за соблюдением прав человека в том, что на конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворческую и правоприменительную политику гос-в.

Наши рекомендации