Понятие междунар договора, виды, субъекты, кодификация.
Межд договор (МД) – регулируемое междунар правом соглашение, заключенное гос-вами и др. субъектами МП в письм. форме, независимо от того, содержится ли это соглаш в 1, 2-х или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования. Это определение дано венской конвенц о праве междунар договоров 1969 и венской конвенц о праве догов между гос-вами и международными организациями 1986. Здесь не говориться об устных договорах, но по взаимному согласию могут распространятся и устные договора.
Договор-главный, типичный источник МП. Рост значения права договоров обеспечил потребность его кодификации:
Право МД – это отрасль МП, представляющая собой совокупность правовых норм, регурилующих порядок заключения, действия и прекращения действия МД.
1.1928 первый акт в области права МД: «Гаванская конвенц о договорах» (Американские госва – локальный документ). Затем как модель использовали другие госва.
2.1968-69 универсальная «Венская конвенц о праве МД», кот подробно регулир порядок заключ, действ. и прекращ. действ. МД. Но только между гос-вами (не учли междунар орг).
3.1986 «Венская конвенция о праве МД между 2мя гос-вами, гос-вом и междунар орг. или 2мя междунар орг.»;
4.1978 «Венская конвенция о правопреемственности гос-в в отношении МД» (переход прaв и обязанностей от одного субъекта к др);
5.1995 «Федер. Закон о МД РФ» - построен на вышеперечисленных докум-ах и определяет все то же самое.
C 438 действует принцип «pacto sont servante» - договоры должны соблюдаться. А сейчас принцип добросовестного исполнения междунар обязательств. Наруш., невыполнение обязательств приводит к обострению отнош., приносит вред сотруд-ву.
Виды договоров:Есть разные наименования: трактат (устар. – времена Вестфаля), договор, пакт, конвенция, соглашение, протокол, совместное заявление, меморандум, обмен нотами и т.д.
Делятся по уровню заключения: (отсюда и субъекты МД + мж орг.) 1.межгос. (треб. подписи глав гос-в, устанавл. основные принципы отнош); 2.межправит. (на ур-не правит-в, более конкр. вопросы); 3.межведомственные (о сотрудничестве в опред. обл).
По числу участников: двусторонние или многосторонние: универсальные / региональные.
По срокам: 1.срочные (закл. на опред. срок); 2.с неопред. сроком действия (срок зависит от участников, кот. могут захотеть расторгнуть, подав уведомление о таком желании);3.бессрочные (но любая сторона может сообщить о выходе из него).
По усл присоединения:1.открытые (могут присоед. любые другие. Большинство двусторонних дог. – закрытые);2.закрытые (присоед. только с согласия участников).
По степени гласности: 1.явные – публикуются; 2.тайные (секретные, конфид.): могут сообщить о заключ дог-ра, но текст недоступен.
По содержанию:1.политические (о союзе, взаимопомощи, мирные, территор. и тд);2.экономические (о торговле, поставках товара и тд);3.по спец. вопросам (транспорт, борьба с преступностью, научное сотр-во, образование).
По форме:1.устные – джентльменские соглашения: это неформ. договоренность м/у гос-вами, при кот отсутствует текст дог-ра и имеется особ. степень доверия м/у партнерами;2.письменные – большинство.
Заключение междунар договоров.
Право заключать дог. – «договорная правоспособность», как элемент междунар правосубъектности. Им обладает каждое гос-во. Правоспособность междунар организ-ии заключать дог-ры регулируется правилами этой орг-ии.
Заключение МД – процесс, сост. из ряда стадий:
1.согласование текста договора;
2.разные способы выражения согласия сторон с усл договора.
Подстадии: подписание, ратификация, (не)присоединение и т.д. Не все подстадии обязательны.
Гос-ва закл. дог-ры в лице высших гос. органов, установленных в конституции. Междунар организации – через свои органы, указанные в уставах/нормат. Актах.
Органы гос-ва действуют через спец. уполномоченных лиц, у которых есть на это спец. разрешение, документ, кот. выдается тем органом, кот. уполномочивает данное лицо (главы гос-в, правительств и МИДы в них не нуждаются, они действуют «exofficio» - по должности).Уполномоченные лица должны действовать строго в пределах своих полномочий + они получают от своего гос-ва инструкции, в кот. определены позиции делегации по обсуждаемым вопросам.
1ая обяз. стадия дог-ра: выработка его согласованного текста - принятие текста МД и установление его аутентичности (согласование на разных языках). Основной метод подготовки текста: переговоры. Они могут вестись по дип. каналам (через посольства, мин-ва), могут в порядке конференций или в рамках междунар организаций.
В результате составляется дог. из 3х частей:
1.преамбула (вступительная) – указ. стороны, цели, мотивы, причины;
2.условия, права и обязанности сторон (делится на статьи);
3.заключительная: оговор. срок действия, порядок ратификации, дату и место подписания, возможность расторжения).
Переговорщики высказывают свое согласие с формулировкой текста дог-ра. Условия принимаются единогласно (при 2стор.), а при многостор. 2\3 голосов (квалиф. больш-во).
Возможно парафирование договора – предварит. подписание, подтвержд. договоренности между его участниками (в форме проставления инициалов и подписей на каждой странице), но потом ещё можно внести изменения.
После одобрения текста всеми правительствами – торжественное подписание. С момента подпис. до вступл. договора в силу, гос-во уже не должно предпр. противоречащих действий.
Действует принцип «альтерната» (чередования). В экземпляре двустороннего договора, предназначенного для данного договаривающегося гос-ва, наименование этого гос-ва, его подписи, печати, и текст договора на языке данного гос-ва помещаются на первом месте.
При многосторонних – этого нет.
Ратификация - 2ая стадия - окончательное утверждения договора высшим органом гос. Власти.
Воплощается в 2х актах: 1)внутригосуд. (закон РФ о ратификации); 2)междунар-правовой: ратификационная грамота (подтверждает ратиф., ими обмениваются стороны).
Ратификация – не обязанность, а право. Отказ от неё – не нарушение МП. Но многочисл отказы ослабляют доверие.
«Оговорки»: Гос-во может заявить о том, что какие-то полож. дог-ра для него неприемлемы и требовать изменить/искл. какие-то пункты, положения. Эта «оговорка» должна быть подтверждена при утверждении текста дог. Междунар организация может возражать, но это не препятствует вступлению дог-ра в силу (просто не вступят в силу положения, по поводу кот сделана оговорка). Иногда оговорки запрещаются прямо в тексте дог-ра. Оговорка может быть снята (согласие сторон не требуется).
Регистрация предусматривает опубликование в «Treaty Series» ООН. Регистр и опубликование дог-ра явл выражением гласности. Если дог. не был зарегистрирован, то ни одна из сторон не может ссылаться на него.