Международное право (МП) как особая система правовых норм.
Международное право (МП) как особая система правовых норм.
МП – совокупность юридич. норм, создаваемых совместно гос-ми для регулирования межгос. отношений. Сосуществуют две реальные правовые системы:
1) Право как совокупность юр. норм гос-ва (внутригос. правовая (ВГП) система)
2) Право как совокупность норм межгос. и иного международого общения (международнж правовая система).
МП отличается от национальной правовой системы или (ВГП - внутригос права) по своей сущности, предмету, методу регулирования, субъектами права, способами создания норм и их реализации. Парадокс: МП не входит в систему нац права гос-ва. Но общепризнанные нормы и принципы МП, а также международные договора становятся частью правовой системы того или иного гос-ва. Закрепляется в конституциях.
Международные нормы создаются самими гос-вами. Гос-ва нельзя заставить подписать международные договора, но если подписал, то обязан выполнять.
•Конституция РФ 1993– общепризнанные нормы и принципы МП; междунар договора РФ составляют часть ее правовой системы. Если междунар договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила междунар договоров.
Предметом регулирования МП являются международные, межгосуд и межвластные отношения. Т.е. выходит за пределы одного гос-ва.
Субъекты МП – гос-ва, нации, международные организации.
В основе разграничения – метод правового регулирования:
1) внутригосуд право создается в результате властных решений компетентных органов гос-ва.
2) МП – в процессе согласования интересов различных гос-в.
Предмет правового регулирования:
1) внутригосуд право – отношения в пределах юрисдикции отдельного гос-ва.
2) МП – межгос. и иные отношения, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих гос-в либо международн сообщества гос-в в целом.
Особенности МП:
- гл. решающими участниками явл гос-ва, суверенные образования, над которыми нет суверенной власти.
- МП не знает законодат., исполнит., карающих судебн. органов, кот играют решающую роль в создании норм МП и их исполнении. Это делают сами субъекты МП, в первую очередь гос-ва, путем заключения соглашений м/у ними (явно выраженное – договор, молчаливое – обычай). ООН не мир. парламент и не мир. правительство.
- в МО нет органов, кот могли бы в необходимых случаях принуждать субъекты МП к соблюдению его норм. Нет мирового жандарма. Принуждение осущ-ся самими субъектами МП.
Принудительные меры в МП осуществляются самими субъектами МП, бывают :
•индивидуальные : 1)реторсии – (встречные ограничитальные меры, они ограничивают не стандартные права, а особые привилегии )и 2)репрессалии(ответное нарушение права гос-ва нарушителя. невыполнение условия договора, нарушаемого другой страной)).
•коллективные(в соответствие с уставом ООН в целях устранении угрозы мире.). 1) военные, 2) невоенные (эмбарго)
Первая категория:
1) основные принципы МП, составляющие ядро и имеющие определяющие значение для всего комплекса МП регулирования
2) общие для МП институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального значения – о международ правосубъектности, о междунар правотворчестве, о мж правоприменении, о МП ответственности.
Вторая категория – отрасли МП, т.е. комплексы однородных и сложившихся норм. Общепризнанные – право межджунар договоров, право внешних сношений, право междунар орга-ций, право мж без-ти, междунар экологическое право, мж гуманитарное право, etc.
В пределах отраслей есть подотрасли и правовые институты: право внешних сношений делится на дипломат. право, консульское право, П. постоянных представительств при Междунар орг, право спецмиссий; институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий.
Принцип нерушимости границ.
Содержание каждого из принципов базируется на положении устава ООН, конкретизированы Декларацией о принципах МП(1970) и в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Каждый принцип рассматривается в контексте с другими принципами.
Суть: признание существующих границ в качестве юр-ки установленных в соответствии с МП; отказ от каких-либо терр притязаний на данный момент и на будущее; отказ от любых иных посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение.
1.Идея возникла в договорах м/у СССР и ФРГ в 1970. (затем еще договор м/у СССР, ФРГ, ГДР). Здесь признавалось существование границ (обязались неукоснительно соблюдать терр целостность всех гос-в Европы в их нынешних границах) и отказ от каких-либо терр притязаний (не будет никаких претензий).
2.Декларация о принципах МП (1970). нормы о нерушимости границ здесь являются составной частью принципов неприменения силы и угрозы силой. (гос-ва должны воздерживаться от применения силы с целью нарушения терр границ другого гос-ва, или в качестве средств разрешения споров).
3. заключительный акт СБСЕ 1975. Нормы нерушимости границ выделили как отдельный принцип взаимоотношения между гос-вами: участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех го-св Европы как нерушимые, страны обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей терр любого гос-ва-участника. Гос-ва СБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских гос-в. Это признание явл междунар-правовым и его нельзя аннулировать.
Принцип нерушимости границ касается только стран Европы и США, Канады(т.к. только эти гос-ва явл участниками заключ акта). А другие гос-ва придерживаются традиционного принципа МП – неприкосновенности границ(обязанность гос-в соблюдать линию границ на местности, не допускать перемещения лини границ). Этот принцип действует везде, независимо от континента и того, существуют ли соглашения м/у гос-вами.
Принцип разоружения
Суть: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договоров, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим междунар контролем.
1. В 11 статье Устава ООН говорится, что принцип разоружения явл общим принципом сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Юридич содерж принципа разоружения, закрепленное в Уставе ООН, состоит в обязанности го-св и главных органов ООН (Совет Безопасности и Ген- Ассамблея) разработать мероприятия по практическому осуществлению разоруж. Практически в современных усл это требование выражается в необходимости заключения специального соглаш гос-в. При этом отказ от заключ такого соглаш означает нарушение самого принципа разоруж. Устав ООН не определяет конкретных форм и объема разоруж. Решение этих вопросов Устав предоставляет самим гос-вам. Никаких пределов, до кот могло бы идти разоруж, здесь не устанавливается.
2. На 15 сессии Ген Ассамблеи в 1959 гоc-ва— члены ООН признали, что сокращ вооружений в современных усл явл уже недостаточным и в резолюции 1378 (XIV). по предложению СССР провозгласили необходимость осуществ разоруж в форме всеобщего и полного разоруж. Эта резолюция провозглашает новый принцип — принцип всеобщего и полного разоруж, являющийся конкретизацией и развитием общего принципа разоруж, закрепленного в Уставе ООН
3. Заключ акт СБСЕ 1975 содержит Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоруж.
Основным источником норм в области разоруж явл междунар договоры: универсальные (Договор о нераспространении ЯО 1968), региональные (Договор о запрещении ЯО в Лат Америке 1967), двусторонние (Дог м/у СССР и США об ограничении систем ПРО обороны 1972). Договоры в этой области могут классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; дог, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям. (ДОВСЕ 1991).
Действующее междунар право не содержит нормы, прямо обязывающей гос-ва разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключ в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным междунар контролем (договор 1968 о нераспространении ЯО)
Действующее междунар право запрещает испытывать ЯО в атмосфере, в косм пространстве и под водой (Дог о запрещении испытаний ЯО в атмосфере, в косм пространстве и под водой 1963). Любые яд взрывы, а также размещение ЯО запрещены в Антарктике (Дог об Антарктике 1959), Лат Америке (Дог о запрещении ЯО в Лат Америке 1967), южной части Тихого океана (Дог о безъядерной зоне в юж части Тихого океана 1985), на морском дне и в его недрах (Дог о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов оружия массового уничтожения 1971), на Луне и других небесных телах (Соглаш о деятельности гос-в на Луне и других небесных телах 1984).
Междунар арбитраж.
МА - это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются гос-ва и междунар организации. Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно. В первом случае его правовой основой явл соглашение сторон в споре (компромисс), во втором – статУт (постановление, акт).
Некоторые многосторонние и двусторонние договоры предусматривают использование арбитража в одних случаях как един средства решения споров, в других - как применимого в ситуациях, когда согласительные средства не дали результата.
Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и избранного ими суперарбитра.
Междунар суд.
МС - учреждение, сущ на постоянной основе, состоящее из 15 независимых судей, (избираемых в личном качестве (т.е. не как представителей гос-в) Ген Ассам и Советом Безоп сроком на девять лет) призванное решать споры на основе МП и принимать юр-ки обязательные решения. (сущ такой институт с 1922).
Согласно Уставу ООН, Мж суд ООН явл главным судебным органом ООН. Но практически его роль более значительна. Он явл главным судебным органом междунар сообщества в целом, центром всей системы мирного разрешения споров.
Его влияние на МП значительнее, чем арбитража. Сторонами в споре могут быть только гос-ва.
Если в составе междунр суда нет судьи гражданства стороны в споре, то Ген Ассамб может назначить судью для данного дела (судья ad hoc).
МС обычно рассматривает дела в полном составе. Но есть и возможность учреждения «камер», кот. специализируются на рассмотрении опред. категорий дел, в составе трех и более судей.
МС не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон.
МС решает споры на основе МП. Решение междунар суда окончательно и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено самим междунвр судом лишь в случае вновь открывшихся обстоятельств, кот могут оказать решающее влияние на исход дела. Решение Мж суда явл юр-ки обязательным, и невыполнение его влечет междунар-правовую ответственность.
Решение обязательно лишь для сторон в деле и лишь по данному делу. Т.е, решение не создает суд. прецедента, кот был бы обязателен и для других гос-в в аналогичных случаях.
Специализированные суды:Тк. Междунар суд все с большим трудом справляется с возросшим объемом передаваемых на его рассмотрение дел, то учреждаются спец. суды. ( прим: Трибунал по морскому праву).Специфика в том, что спец суды решают дела с участием не только гос-в, но и мж организаций и даже физич и юридич лиц.
Заключение междунар договоров.
Право заключать дог. – «договорная правоспособность», как элемент междунар правосубъектности. Им обладает каждое гос-во. Правоспособность междунар организ-ии заключать дог-ры регулируется правилами этой орг-ии.
Заключение МД – процесс, сост. из ряда стадий:
1.согласование текста договора;
2.разные способы выражения согласия сторон с усл договора.
Подстадии: подписание, ратификация, (не)присоединение и т.д. Не все подстадии обязательны.
Гос-ва закл. дог-ры в лице высших гос. органов, установленных в конституции. Междунар организации – через свои органы, указанные в уставах/нормат. Актах.
Органы гос-ва действуют через спец. уполномоченных лиц, у которых есть на это спец. разрешение, документ, кот. выдается тем органом, кот. уполномочивает данное лицо (главы гос-в, правительств и МИДы в них не нуждаются, они действуют «exofficio» - по должности).Уполномоченные лица должны действовать строго в пределах своих полномочий + они получают от своего гос-ва инструкции, в кот. определены позиции делегации по обсуждаемым вопросам.
1ая обяз. стадия дог-ра: выработка его согласованного текста - принятие текста МД и установление его аутентичности (согласование на разных языках). Основной метод подготовки текста: переговоры. Они могут вестись по дип. каналам (через посольства, мин-ва), могут в порядке конференций или в рамках междунар организаций.
В результате составляется дог. из 3х частей:
1.преамбула (вступительная) – указ. стороны, цели, мотивы, причины;
2.условия, права и обязанности сторон (делится на статьи);
3.заключительная: оговор. срок действия, порядок ратификации, дату и место подписания, возможность расторжения).
Переговорщики высказывают свое согласие с формулировкой текста дог-ра. Условия принимаются единогласно (при 2стор.), а при многостор. 2\3 голосов (квалиф. больш-во).
Возможно парафирование договора – предварит. подписание, подтвержд. договоренности между его участниками (в форме проставления инициалов и подписей на каждой странице), но потом ещё можно внести изменения.
После одобрения текста всеми правительствами – торжественное подписание. С момента подпис. до вступл. договора в силу, гос-во уже не должно предпр. противоречащих действий.
Действует принцип «альтерната» (чередования). В экземпляре двустороннего договора, предназначенного для данного договаривающегося гос-ва, наименование этого гос-ва, его подписи, печати, и текст договора на языке данного гос-ва помещаются на первом месте.
При многосторонних – этого нет.
Ратификация - 2ая стадия - окончательное утверждения договора высшим органом гос. Власти.
Воплощается в 2х актах: 1)внутригосуд. (закон РФ о ратификации); 2)междунар-правовой: ратификационная грамота (подтверждает ратиф., ими обмениваются стороны).
Ратификация – не обязанность, а право. Отказ от неё – не нарушение МП. Но многочисл отказы ослабляют доверие.
«Оговорки»: Гос-во может заявить о том, что какие-то полож. дог-ра для него неприемлемы и требовать изменить/искл. какие-то пункты, положения. Эта «оговорка» должна быть подтверждена при утверждении текста дог. Междунар организация может возражать, но это не препятствует вступлению дог-ра в силу (просто не вступят в силу положения, по поводу кот сделана оговорка). Иногда оговорки запрещаются прямо в тексте дог-ра. Оговорка может быть снята (согласие сторон не требуется).
Регистрация предусматривает опубликование в «Treaty Series» ООН. Регистр и опубликование дог-ра явл выражением гласности. Если дог. не был зарегистрирован, то ни одна из сторон не может ссылаться на него.
Открытые и закрытые.
Мж экономические договоры.
Многосторонние договора. Составляют серцевину МЭП. Но соглашение по тарифам и торговле 1947 + многосторонние соглаш по сырьевым товарам.
Двусторонние договоры – регулируют подавляющую часть сотр-ва. Бывают:
• Рамочного политического характера(договор о дружбе, взаимоhelp)
• Общего
• Срециальные виды:
1. Торговые договоры – закрепление принципов и определенного торгово-эконом режима во взаимных отношениях госв и их физич лиц.(can закреплять режим наибольшего благоприятствования, нац режим итд)
Они определяют конкретную отрасль(строительная, реконструкция, поставка оборудования, совместное предпринимат-во).
2. Программы сотp-ва, обычно носят рекомендательный хар-р
3. Соглашение по оказании технического содействия
4. Валютно-финансовое договорное обеспечение торговли – о валютных расчетах и кредитах,о конвертированности валюты.
5. Соглаш о товарообороте – о взаимных поставках – договариваются об определенных квотах экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях. (use, когда госво имеет трудности в сведении торгового, платежного балансов, защита собственной промышленности от ин. конкуренции, при общем расстройстве экономики и т.д.)
Унифицированные и гармонизированные мж-правовые акты – заключ на двустороннем или многостороннем уровне в целях применения в сделках купли-продажи и в других коммерческих сделках на мж уровне. (документы, кот готовит Мж торговая палата - Мж правила толкования торговых терминов – «Инкотермс», для повсеместно применяемых терминов, Унифицированные правила для гарантий по требованиям).
Мж конвенции - высшая форма унификации гражд-правовых усл частных коммерческиских сделок, т.е. отношения между поставщиком и покупателем(1986 Гаагская конвенция о праве, применяемом к договорам мж купли-продажи товаров.- Конвенция о мж частном праве. РФ в ней нет)
Международное право (МП) как особая система правовых норм.
МП – совокупность юридич. норм, создаваемых совместно гос-ми для регулирования межгос. отношений. Сосуществуют две реальные правовые системы:
1) Право как совокупность юр. норм гос-ва (внутригос. правовая (ВГП) система)
2) Право как совокупность норм межгос. и иного международого общения (международнж правовая система).
МП отличается от национальной правовой системы или (ВГП - внутригос права) по своей сущности, предмету, методу регулирования, субъектами права, способами создания норм и их реализации. Парадокс: МП не входит в систему нац права гос-ва. Но общепризнанные нормы и принципы МП, а также международные договора становятся частью правовой системы того или иного гос-ва. Закрепляется в конституциях.
Международные нормы создаются самими гос-вами. Гос-ва нельзя заставить подписать международные договора, но если подписал, то обязан выполнять.
•Конституция РФ 1993– общепризнанные нормы и принципы МП; междунар договора РФ составляют часть ее правовой системы. Если междунар договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила междунар договоров.
Предметом регулирования МП являются международные, межгосуд и межвластные отношения. Т.е. выходит за пределы одного гос-ва.
Субъекты МП – гос-ва, нации, международные организации.
В основе разграничения – метод правового регулирования:
1) внутригосуд право создается в результате властных решений компетентных органов гос-ва.
2) МП – в процессе согласования интересов различных гос-в.
Предмет правового регулирования:
1) внутригосуд право – отношения в пределах юрисдикции отдельного гос-ва.
2) МП – межгос. и иные отношения, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих гос-в либо международн сообщества гос-в в целом.
Особенности МП:
- гл. решающими участниками явл гос-ва, суверенные образования, над которыми нет суверенной власти.
- МП не знает законодат., исполнит., карающих судебн. органов, кот играют решающую роль в создании норм МП и их исполнении. Это делают сами субъекты МП, в первую очередь гос-ва, путем заключения соглашений м/у ними (явно выраженное – договор, молчаливое – обычай). ООН не мир. парламент и не мир. правительство.
- в МО нет органов, кот могли бы в необходимых случаях принуждать субъекты МП к соблюдению его норм. Нет мирового жандарма. Принуждение осущ-ся самими субъектами МП.
Принудительные меры в МП осуществляются самими субъектами МП, бывают :
•индивидуальные : 1)реторсии – (встречные ограничитальные меры, они ограничивают не стандартные права, а особые привилегии )и 2)репрессалии(ответное нарушение права гос-ва нарушителя. невыполнение условия договора, нарушаемого другой страной)).
•коллективные(в соответствие с уставом ООН в целях устранении угрозы мире.). 1) военные, 2) невоенные (эмбарго)
Первая категория:
1) основные принципы МП, составляющие ядро и имеющие определяющие значение для всего комплекса МП регулирования
2) общие для МП институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального значения – о международ правосубъектности, о междунар правотворчестве, о мж правоприменении, о МП ответственности.
Вторая категория – отрасли МП, т.е. комплексы однородных и сложившихся норм. Общепризнанные – право межджунар договоров, право внешних сношений, право междунар орга-ций, право мж без-ти, междунар экологическое право, мж гуманитарное право, etc.
В пределах отраслей есть подотрасли и правовые институты: право внешних сношений делится на дипломат. право, консульское право, П. постоянных представительств при Междунар орг, право спецмиссий; институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий.