Глава10 материалы к изучению основ международного права

Методические рекомендации

1. Рассказ о роли международного права в современных международных отношениях целесообразно построить с учетом текста резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 44/23 от 17 ноября 1989 г. и 47/32 от 25 ноября 1992 г. (см. «Советский журнал международного права». № 1. 1991 г. и «Московский журнал международного права». № 2. 1993 г.). Согласно этим резолюциям 1990–1999 гг. провозглашены Десятилетием международного права ООН.

В 1995 г. с 13 по 17 марта в Нью-Йорке в зале Генеральной Ассамблеи ООН проходил первый в истории конгресс по международному публичному праву, посвященный 50-летию ООН, на котором присутствовали около 1000 юристов-международников, представлявших все регионы мира и все научные направления. Один из участников подчеркнул, что международное право – это единственный «общий язык» у всех народов мира.

Примеры практического влияния международного права на жизнь людей и народов можно найти в статьях, опубликованных в специальном журнале по международному праву – ежеквартальнике «Московский журнал международного права», издаваемом с 1991 г. (в 1991 г. под названием «Советский журнал международного права»).

2. Российские юристы внесли значительный вклад в развитие международно-правовой науки. Сведения об этом можно почерпнуть в кн.: Левин Д.Б. История международного права. М., 1962.

Полная библиография работ отечественных юристов-международников за период 1917–1990 гг. содержится в кн.: Международное право. Библиография 1917–1972 гг. М., 1976; Международное право. Библиография 1973–1985 гг. М., 1987; Международное право. Библиография 1986–1990. Санкт-Петербург, 1992.

О вкладе в науку международного права наших современников можно узнать из публикуемых «Московским журналом международного права» материалов под рубрикой «Кто есть кто в нашей науке».

3. Рассматривая проблему субъектов в международном праве, особое внимание полезно уделить проблеме правосубъективности членов федеративных государств. С точки зрения внутригосударственного права они являются, субъектами федерации. Субъектами в системе международного права они не являются, и их право на внешние сношения с иностранными государствами определяется конституцией федерации и обычно является весьма ограниченным.

Подробнее об этом можно прочесть в кн.: Международное право: Учебник. М., 1994. Гл. IV; а также в ст.: Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. № 2. 1992.

4. При рассмотрении сути международных договоров целесообразно предложить учащимся ознакомиться с текстом какого-либо договора и резолюции, которые можно найти в номерах «Московского журнала международного права», «Дипломатическом вестнике» МИД РФ и в различных сборниках международных договоров.

5. Изучение принципов международного права хорошо сопровождать конкретными примерами их реализации на практике. Для этого необходимо проанализировать нормативное содержание принципа, иллюстрируя каждое его положение примерами из периодической печати.

Толкование соответствующих положений каждого принципа можно найти в кн.: Международное право: Учебник. М., 1994; Словарь международного права. М., 1986; Дипломатический словарь: В 3 т. М 1984-1986.

6. При рассмотрении института международно-правового признания необходимо подчеркнуть, что признание нового государства другими субъектами не означает «создание» нового субъекта. Новый субъект возникает объективно вследствие появления нового государства. Однако признание имеет существенное значение для нового государства, ибо ни одно государство не может существовать в изоляции, без сотрудничества с другими государствами в качестве равноправного субъекта-партнера.

Здесь можно рассмотреть исторические примеры – борьба за признание Советского государства в 20-х годах нашего столетия, процесс международного признания Германской Демократической Республики в 1972–1973 гг. По данной теме целесообразно использовать кн.: Бобров Р.Л. Шаг, продиктованный историей. М., 1974, также книги проф. Д.И. Фельдмана, изданные в Казанском университете.

7. Проблема правопреемства стала особенно актуальной в последнем десятилетии нашего века после воссоединения ГДР с ФРГ, распада СССР, Югославии и Чехословакии.

По этому вопросу можно использовать статьи, опубликованные в «Московском журнале международного права»: И. Клапаса (№ 4 за 1992 г.), Б. Клименко (№ 1 за 1992 г.).

Важно отметить, что международное право регламентирует правопреемство применительно к государственным договорам, государственному имуществу и государственным долгам. Правопреемством в отношении обязательств, имущества и долгов юридических лиц и отдельных индивидов международное право не занимается.

8. При изучении вопроса «Территория» необходимо пользоваться политической картой мира. Интересные факты можно найти в кн. Клименко Б.М.: Государственная территория. М., 1974 и Мирное решение территориальных споров. М., 1982.

9. Изучение вопроса «Население» предполагает учет тесного переплетения международно-правовых актов и национальных законов, регулирующих правовое положение личности в государстве.

Интересно провести с учащимися сравнительный анализ соответствующих разделов КонституцииРФ, ЗаконаРФ о беженцах 1993 г. и т.д. с Международной конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

10. Тему третью данной главы учебника целесообразно рассмотреть на конкретных примерах реализации международно-правовой ответственности. При этом предложить слушателям конкретную ситуацию, изучив которую, они могли бы сделать вывод о возникновении ответственности и ее обоснование со ссылками на нормы права, которые были нарушены.

Конкретные исторические примеры можно заимствовать из книги Блищенко И.П. ''Прецеденты в международном праве''. М., 1977.

Полезно также обратиться к примеру какого-либо специального международного механизма мирного урегулирования споров. Можно, в частности, рекомендовать материалы под рубрикой «Совещание СБСЕ по мирному урегулированию споров», опубликованные в журнале «Московский журнал международного права» № 3 за 1993 г.

В рамках этой темы следовало бы сосредоточить внимание на изучении функций и компетенции главных органовООН, отраженных в ее Уставе.

11. При изучении отраслей международного права и его источников целесообразно прежде всего рассмотреть текст какого-либо международного договора, которые регулярно публикуются в номерах «Московского журнала международного права» и «Дипломатического вестника», а также в «Российской газете».

Рассматривая текст договора, важно обратить внимание на взаимность прав и обязательств заключивших его государств.

В зависимости от контингента учащихся можно сосредоточить внимание на одной из отраслей международного права, используя для этого соответственно одну из глав XV–XXIV учебника «Международное право». М., 1994 (под редакцией Ю.М. Колосова и В. И. Кузнецова).

Приступая к изучению международного гуманитарного права, необходимо подчеркнуть, что десятилетие, начавшееся 1 января 1995 г., провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетием обучения правам человека (резолюция Генеральной Ассамблеи 49/184 от 23 декабря 1994 г.).

Изучение проблем прав человека целесообразно осуществлять в контексте Венской декларации и Программы действий, которые были приняты Второй Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14–25 июня 1993 г.). Полный текст этих документов с комментарием опубликован в «Московском журнале международного права» № 1 за 1994 г.

При обсуждении с учащимися проблем прав человека необходимо использовать текст Конституции Российской Федерации 1993 г. (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина).

Приложение

Наши рекомендации