Глава 9 материалы к изучению основ процессуального права
Основные сведения о процессуальном праве даются в учебнике, хотя (преподаватель должен это помнить) в нем далеко не исчерпаны многочисленные и разнообразные проблемы, связанные с юридическим процессом. Они не только представляют определенную сложность, но и обладают значительным объемом. Так, учебники для вузов по уголовному или гражданскому процессу имеют объем более 500 страниц. Поэтому в нашем учебнике многие вопросы либо не затронуты, либо освещены фрагментарно, неполно. В этой связи преподавателям необходимо обращаться к рекомендованной литературе (учебникам, монографиям, статьям).
Данную тему целесообразно изучать в два этапа. На первом этапе рассматриваются общетеоретические вопросы процессуального права. При этом следует выделить наиболее важные, «ключевые» вопросы, которым и посвящено дальнейшее изложение. Преподаватель определяет, какие из них и в каком объеме выносятся на обсуждение, исходя из целей обучения и лимита времени.
На втором этапе в игровой форме на основе материалов конкретных дел эти знания закрепляются.
Теоретические вопросы процессуального права
Понятие процессуальных норм и процессуального права
Этот вопрос трактуется отечественными учеными неоднозначно. Одни полагают, что процессуальными являются все нормы, регулирующие порядок властной деятельности самых различных органов государства, связанной с реализацией норм материального права. Таким образом, процессуальными признаются нормы, которые регламентируют любуюправоприменительную деятельность, в том числе и такие процедуры, как присвоение почетных или воинских званий, выдача паспортов, прописка и пр. Все эти процедуры рассматриваются как юридический процесс. Некоторые из этих ученых полагают, что все эти нормы образуют единое межотраслевое образование –процессуальное право.
Другие ученые (и их большинство) считают, что к процессуальным относятся лишь те нормы права, которые регламентируют правоохранительную (или юрисдикционную) деятельность компетентных государственных органов (т.е. деятельность, связанную с «защитой» материально-правовых норм от нарушений) и только такие процедуры могут считаться юридическим процессом. Некоторые из этих ученых считают, что совокупность именно этих норм и должна рассматриваться какпроцессуальное право.
Подробно эти положения обосновываются в работе ПротасоваВ.Н. «Основы общеправовой процессуальной теории».
Наиболее характерной чертой юридического процесса является его связь с государственным принуждением и с судопроизводством, т.е. с осуществлением правосудия (другие юридические процедуры такой связи не имеют).
Можно выделитьдва типа юридического процесса:
процесс, связанный с реагированием на правонарушение (уголовный и административный);
процесс, связанный с нерешенностью (неясностью) каких-то юридических вопросов, когда идет спор о праве, о законности правового акта, об установлении определенного факта и пр. (гражданский и конституционный).
Значение процессуальных норм
Рассмотрим на примерах значение процессуальных норм:
1. Представим, что не было бы уголовно-процессуального законодательства. Тогда расследовать уголовные дела и назначать по ним наказание могли бы самые различные органы и в любом порядке, по любой процедуре. Подобная ситуация возникла вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Уголовное наказание могли применять не только суды, но и другие органы. Судебное разбирательство дел не имело единой процедуры. Вспомним, например, эпизод суда в фильме «Выборгская сторона». Суд над лицами, организовавшими погром винных складов, происходит в форме собрания: состав суда выполняет роль президиума, выступают все желающие, приговор ставится на голосование зала и т.п. Кстати, в принятом в декабре 1917 г. Декрете о суде № 1 была закреплена форма судебной процедуры, близкая к собранию. Так, выступать в качестве общественных обвинителей и общественных защитников могли все присутствующие.
2. В части 2 ст. 56 Конституции РСФСР 1978 года указывалось:
«Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд». (Аналогичные статьи существовали и в Конституции СССР 1977 года, и в конституциях всех союзных республик).
Обратите внимание на слова:«в установленном законом порядке». Значит, для того чтобы это право граждан могло реализоваться, нужен закон, который бы этот порядок устанавливал.
Однаков течение 10 лет – до 1987 г. такого закона не былои суды соответствующих заявлений к производству не принимали. Таким образом, отсутствие закона, определяющегопорядок, процедуру рассмотрения и разрешения судом соответствующих дел, не позволяло гражданам реализовать свое конституционное право, связанное с охраной их законных интересов. В частности, нельзя было обжаловать в суд отказ органов внутренних дел в прописке или выдаче разрешения на приобретение оружия, отказ в разрешении на выезд из страны и др., а в некоторых случаях – даже незаконное увольнение с работы.
Только в 1987 г. был принят закон, устанавливающий соответствующую процедуру. С этого времени граждане начали реализовывать свое конституционное право на обжалование в суд действий, нарушающих их права. Сейчас действуют нормы закона РФ, принятого в 1993 г., включенные в ГПК РФ (ст. 2391–2398). Но такие проблемы не возникают, поскольку «Конституция... имеет высшую юридическую силу ипрямое действие» (ст. 15 Конституции РФ).
Итак,применительно к нормам Конституции дополнительных законов, обеспечивающих их реализацию, не требуется. Но для реализации других материально-правовых норм необходимы установленные законом процедуры.Без них закон нередко не может реализоваться. Вполне справедливо положение, высказанное еще в прошлом веке: «Процесс есть форма жизни закона» (К. Маркс). Без процессуальных норм «не живут», т.е. не действуют, многие материально-правовые нормы.
Источники процессуального права
Говоряоб источниках процессуального права, необходимо отметить:
1) большую важность норм, содержащихся в Конституции РФ и международных соглашениях (принципы процесса и др.);
2) то обстоятельство, что большинство процессуальных норм находится в кодексах – Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном и Кодексе об административных правонарушениях, а также в Законе РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В этой связи желательно, чтобы учащиеся имели возможность во время занятий пользоваться Конституцией и другими указанными источниками.
Принципы юридического процесса
При рассмотрении вопроса о принципах юридического процесса следует выделять принципыобщеправовые, относящиеся ко всем отраслям права,общепроцессуальные, связанные со всеми видами юридического процесса иотраслевые, относящиеся к отдельной процессуальной отрасли. Поскольку весь юридический процесс тесно связан с судопроизводством, то общепроцессуальный характер имеют все принципы, относящиеся к организации и деятельности суда.
З а д а н и е. Можно использовать такое упражнение: преподаватель называет отдельные принципы, а учащиеся определяют, к какой из указанных групп они относятся.
Доказывание
Необходимо обратить особое внимание студентов на значение доказывания во всех видах юридического процесса. Принимаемое решение всегда должно основываться на объективных и достоверно установленных фактах. Нарушение этого требования может повлечь самые тяжкие последствия, особенно по уголовным делам. Известны, например, случаи необоснованного осуждения к смертной казни по обвинению в совершении убийств, хотя впоследствии устанавливались действительные виновники преступлений. Поэтому теории доказательств уделяется много внимания, особенно в уголовном процессе. Существует специальная наука криминалистика, занимающаяся этими проблемами. Характерно, что книга «Теория доказательств в Советском уголовном процессе» состоит из двух томов общим объемом более тысячи страниц.
Закон применительно к каждому виду процесса устанавливает:
исчерпывающий перечень источников доказательств (доказательства, полученные из других источников не имеют юридической силы);
порядок собирания доказательств и их оценки;
а также закрепляет положение о том, что суд может основывать свое решение (приговор) только на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
Надо иметь в виду, что процессуальные принципы во многом направлены на обеспечение оптимального порядка сбора и оценки доказательств (гласность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей и др.).
В свете изложенного можно предложить студентам задания:
1. Выделить статьи Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Закона о Конституционном СудеРФ, в которых закреплены положения, связанные с доказыванием.
2. Может ли Конституционный Суд обосновать свое решение на материалах, полученных в ходе расследования уголовного дела – в результате обысков, выемок, осмотров и т.п.? (Закон о Конституционном Суде РФ называет такие источники доказательств: объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, документы.)
Р е ш е н и е. Суд имеет дело с протоколами соответствующих следственных действий, т.е. с документами, которые признаются законом.
Процессуальные правоотношения
Любое правоотношение начинается (а также изменяется и прекращается) в связи с появлением юридического факта.
Юридические факты, с которыхначинается процесс, различны. Ими могут быть: совершение правонарушения, получение сведений о нем, поступление в суд соответствующего искового заявления или иного документа (обращение и др.).
Изменения правоотношений в ходе процесса связаны как с действиями различных субъектов (решения основных субъектов, акты волеизъявления других участников процесса), так и с определенными событиями (истечение срока, смерть кого-либо из причастных к делу лиц и др.).
Завершение же основных стадий процесса связано с процессуальными актами, принимаемыми судом, прокурором и другими управомоченными субъектами (постановления, приговор или решение суда и т.п.).
Подробного рассмотрения требует вопрос о субъектах процессуальных правоотношений, ибо именно состав субъектов во многом отличает эти отношения от других.
Говоря осодержании процессуальных правоотношений, следует выделить два момента.
С одной стороны, соотношение прав и обязанностей субъектов во многих случаях строится на «неравноправной» основе: у одних субъектов (суда, прокурора, следователя и т.п.) – власть, которой другие обязаны подчиняться (обвиняемый, стороны в гражданском процессе и пр.).
Но с другой стороны, нормы права регулируют процесс так, чтобы не допустить незаконного ущемления прав других субъектов, «не дать их в обиду». Так, лица, обладающие властью, должны действовать строго на основе закона. Их деятельность, за немногими исключениями, подконтрольна другим органам государства. Они обязаны разъяснять другим субъектам правоотношения их права, в том числе право на обжалование собственных действий и решений. Другая же сторона практически всегда имеет возможность подать соответствующую жалобу. Перед законом, таким образом, равны все.
З а д а н и е. Целесообразно, чтобы студенты на основе анализа статей процессуального законодательства, относящихся к ходу процесса, могли сконструировать соответствующие правоотношения, придумать соответствующий пример и на его основе показать, что является юридическим фактом, между кем возникли правоотношения, каково содержание взаимных прав и обязанностей его сторон, чем завершаются правоотношения, возникают ли в результате новые правоотношения. Для такого анализа можно использовать примеры конкретных дел, приведенные далее.
Стадии юридического процесса
Важной представляется проблемаразвития процесса, его стадий.
Наиболее сложен в этом плане уголовный процесс, включающий семь стадий, из которых две досудебные (возбуждения уголовного дела и предварительного расследования) и пять судебных: подготовки дела к судебному разбирательству, судебного разбирательства, кассационного рассмотрения, исполнения приговора и проверки дела в порядке надзора.
Гражданский процесс (в форме искового производства) включает пять стадий: подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, кассационное рассмотрение, исполнение решения, проверка дела в порядке надзора.
Целесообразно проанализировать особенности этих стадий, исходя из их целей и применяемых процессуальных средств.
З а д а н и е. Проанализировать развитие по стадиям уголовного и гражданского процесса, указав какие решения могут быть приняты после каждой из стадий и как это повлияет на ход процесса.
Можно это сделать на основе материалов конкретных дел, приведенных далее.
Процессуальный контроль и процессуальная ответственность
При рассмотрении вопросовпроцессуального контроля и процессуальной ответственности следует обратиться к понятию процессуальных гарантий и определить среди них место контроля, имея в виду, что реальность многих гарантий зависит от состояния контроля за их осуществлением (соблюдаются ли процессуальные принципы и формы и т.п.).
Следует выделить виды процессуального контроля и показать их возможности, средства осуществления и меры, принимаемые по выявленным нарушениям, в том числе и меры государственного принуждения.
Из них следует выделить меры: правовой защиты, предупредительно-обеспечительные и меры юридической ответственности, а также показать возможности их применения судом и прокурором в различных видах юридического процесса. При этом следует указать на особую роль судебного надзора.
Материалы практики
Дополнить и закрепить полученные теоретические знания можно на основе практических примеров из сферы уголовного и гражданского процесса.
Занятия можно провести, например, в такой форме: преподаватель излагает фабулу соответствующего дела и ставит перед учащимися вопросы. Учащиеся, используя материалы учебников и законодательные источники (УПК и ГПК), отвечают на вопросы, после чего преподаватель дает необходимые разъяснения.
Уголовное дело № ...