Понятие, сущности и система уголовного права.

Уголовное право- это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, которые содержат описание признаков преступных деяний, виды и размеры наказаний за них, основания и приделы применения мер уголовной ответственности.

Нормы уголовного права сосредоточены в едином акте – уголовном кодексе РФ.

Задачи уголовного права:

1. Охрана от преступных посягательств:

· Прав и свобод человека и гражданина

· Охрана собственности

· Общественного порядка и безопасности

· Окружающей среды

· Конституционного строя

2. Предупреждение преступлений

· Со стороны конкретных лиц (специальная превенция)

· В обществе в целом (общая превенция)

Уголовному праву присущи все черты, которые относятся к праву в целом:

· нормативность;

· обязательность исполнения;

· формальность.

Особенностью национального уголовного права является то, что оно содержит 2 идеи:

3. идея о преступлении;

4. идея о наказании.

Принципы уголовного кодекса:

1. Законность

2. Принцип равенства

3. Принцип вины

4. Принцип справедливости

5. Принцип гуманизма

6. Принцип обоснованности уголовной ответственности

Понятие преступления. Отличия преступления от иных правонарушений.

Преступление- это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания.

Признаки:

1. Противоправность- это юридическое выражение общественной опасности в уголовном законе (запрещенность деяния под страхом уголовного наказания).

2. Виновность-Виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому им преступлению, являясь проявлением его сознания и воли.

Уголовная наказуемость

Категории преступлений:

1. небольшой тяжести-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 2-х лет лишения свободы.

2. средней тяжести-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 5лет лишения свободы

3. Тяжкие преступления-умышленное и неосторожные деяние максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.

4. Особо тяжкими преступлениями-умышленные деяния наказание за которые в виде лишения свободы на срок более 10 лет или более строгое наказание.

Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Судебная система РФ.

Судебная система — совокупность всех действующих в Российской

Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством

задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

построенная с учетом федеративного и административно-территориального

устройства государства.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды

субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые

судьи.

В судах РФ вне зависимости от ветви судебной власти нет иерархии, нет соподчинения.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

непосредственно с усилением судебной власти согласуется проблема реальной независимости судей. В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» отмечается, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей; судьи в деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. В целях укрепления гарантий независимости судей в Конституции РФ провозглашается их несменяемость и неприкосновенность (ст. 121, 122 Конституции РФ). Почитать статьи с 118-125

Конституционный суд РФ.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Высший арбитражный суд РФ

Возглавляет систему арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

•рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или час­тично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и охраняемые законом интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан;

•экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации;

•рассматривает в порядке надзора дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

•пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

•обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

•обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

•изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

•разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности;

•ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

•создает условия для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

•решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

•по вопросам, которые находятся в ведении арбитражных судов, обладает правом законодательной инициативы;

•по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает обязательный для арбитражных судов регламент;

•по окончании календарного года получает от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации доклад о деятельности последнего за год;

•при необходимости передачи дела из арбитражного суда республики, края, области, города в другой арбитражный суд принимает решение о том, в какой суд передать дело;

•осуществляет другие полномочия.

Наши рекомендации