Предмет Конституционного регулирования.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ —круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений. Методы конституционно-правового регулирования — это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два противоположных способа правового регулирования — императивный и диспозитивный.

Императивный (авторитарный) - характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения.

Диспозитивный - характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:

1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством;

2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения;

3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др.

Функции Конституции.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую, или идеологическую, функции Конституции. Конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы и является нормативно-юридическим актом, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей российской системы правового регулирования.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83–89, 101–103, 114, 125 Конституции РФ);

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2–4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1–16 Конституции РФ). Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет уже сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для новых общественных отношений, которые не могут получить общественного признания без высшей законодательной поддержки.

Политическая, или социально-политическая, функция Конституции проявляется в том, что Конституция есть политический документ, своего рода договор общественного согласия, оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая конституцией система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики, т. е. идей, принципов, целей; во взаимодействии политических институтов общества; в функционировании всей политической системы, и в этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая, или идеологическая, функция Конституции РФ заключается в том, что Конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение, т. е., провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна, в то же время чрезмерная идеологизация Конституции «обесточивает» ее юридическую силу. Кроме этого, Конституция осуществляет интеграционную функцию. Все современные конституции демократических государств призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.



Наши рекомендации