Разграничение компетенции между Федерацией и землями
Если кратко обрисовать фактическое разграничение компетенции между Федерацией и землями, то можно сделать вывод, что в сфере законодательной компетенции доминирует Федерация, а в сфере управления и правосудия — земли.
В сфере законодательной компетенции различаются:
• исключительная компетенция федерального законодателя;
• конкурирующая компетенция Федерации и земель;
• компетенция по принятию основ федерального законодательства (то, что в Российской Федерации относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов);
• исключительная компетенция земельного законодателя.
В исключительном ведении Федерации находятся внешние сношения, оборона и безопасность, регулирование отношений по поводу свободы передвижения и выбора места жительства, паспортизация, иммиграция, финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральный, железнодорожный и воздушный транспорт, информация и связь, федеральная государственная служба, охрана промышленной собственности, авторское и издательское право, таможенное регулирование и некоторые другие (ст. 73). В сфере исключительной компетенции федерального законодателя законы могут приниматься только на уровне Федерации.
В сфере конкурирующей компетенции земли могут принимать законодательные акты до тех пор и постольку, пока и поскольку Федерация не использует свои законодательные полномочия. К сфере конкурирующей компетенции относятся гражданское, уголовное и процессуальное право, отношения, связанные с реализацией конституционного права на объединения и свободу собраний, хозяйственное право, трудовое право, законодательство о промышленных корпорациях, о купле-продаже земельных участков, земельное и жилищное законодательство, правила уличного движения и речного судоходства, почти все налоговое законодательство и некоторые другие (ст. 74).
Федерация вправе принимать основы законодательства, регулирующие/правовое положение должностных лиц, которые состоят на государственной службе в органах земель, муниципалитетах и других органах местного самоуправления, а также устанавливающие общие принципы организации и функционирования высшей школы, прессы и кинематографии, охраны природы, землеустройства и водопользования, службы регистрации и информации, охотничьего хозяйства. Землям предоставлено право конкретизации основ законодательства. На практике основы столь полно и подробно регулируют эти отношения, что никакой конкретизации просто не требуется.
Все, что не относится к исключительной компетенции Федерации, к конкурирующей компетенции и к основам законодательства, входит в исключительную компетенцию земель. В ведении земель прежде всего находятся: конституционное законодательство и административное устройство земель, школа, культура, средства массовой информации, некоторые аспекты социальной сферы и законодательство о местном самоуправлении. Последнее объясняет, почему в ФРГ сложились разные системы местного самоуправления.
Осуществление исполнительной власти и управление относится преимущественно к компетенции земель. Правительственно-административные органы земель осуществляют исполнение не только своих законов, но и федеральных, в частности, по поручению органов Федерации. Наиболее крупными отраслями федерального управления являются почта, железнодорожный транспорт, трудовые отношения, вооруженные силы, дипломатическая служба, таможенный контроль, пограничная служба и некоторые другие.
Правосудие осуществляется в первую очередь судами земель. Федерация образует лишь пять судов высшей инстанции'. Федеральная судебная палата — высший судебный орган по гражданским и уголовным делам, Федеральный трудовой суд, разрешающий споры между работодателями и наемными работниками, Федеральный административный суд — орган судебного контроля в сфере государственного управления, Федеральный социальный суд, рассматривающий споры в социальной сфере и сфере социального обеспечения, и Федеральный финансовый суд — высшая инстанция по разрешению налоговых и таможенных споров.