Т.4. конституционные основы правового статуса личности
Т.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
(2 ЧАСА)
1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах.
Понятие и элементы правового статуса личности.
Понятие, сущность, принципы прав человека.
Ограничение прав и свобод.
Гарантии прав и свобод.
2. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей.
3. Классификация прав, свобод и обязанностей.
Личные права, свободы и обязанности.
Политические права, свободы и обязанности.
Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
4. Гражданство и режим иностранцев.
Понятие гражданства.
Приобретение гражданства.
Прекращение гражданства.
Безгражданство и многогражданство.
Режим иностранцев.
Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству.
Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
Понятие и элементы правового статуса личности.
Правовой статус личности – это роль субъекта в системе правовых отношений; это сложный институт, который включает не только нормы конституции и актов конституционного права, но и других отраслей законодательства.
Конституционно-правовой статус личности – это нормы конституционного права, которые определяют положение человека. Они содержат исходные, главные положения.
Из чего складывается правовой статус личности:
· права и свободы человека;
· гарантии их реализации;
· гражданство;
Отношения, связанные с институтом гражданства, регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. В рамках ООН были приняты следующие документы:
– Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
– Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.);
– Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.);
– Конвенция о статусе апатридов (1954 г.).
В рамках Совета Европы принята Европейская конвенция о гражданстве.
Кроме того, государства могут заключать соглашения, регулирующие вопросы приобретения, изменения и прекращения гражданства.
· принципы, общеправовые идеи;
Они также влияют на правовое положение личности. Некоторые из принципов закреплены в конституции и других нормативных правовых актах, другие выводятся из текста юридических документов путём анализа.
· правосубъектность – способность лица иметь права и нести обязанности.
Правосубъектность складывается из право- и дееспособности.
Понятие прав человека.
Определяя понятие прав человека, следует иметь в виду, что невозможно выработать какое-либо одно, единственно правильное его определение, поскольку данная категория содержит в себе различные аспекты (философский, моральный, политический, юридический и т.д.). Права человека – категория комплексная и многогранная. Она рассматривается не только в рамках права, но и в связи с политикой, нравственностью, философией, историей, религией и т.д.
В литературе можно встретить множество определений прав человека, и каждое из них будет чем-то отличаться от всех остальных. Такое многообразие обусловлено индивидуальными взглядами и подходами каждого ученого к установлению сущности данной категории.
Можно привести некоторые из таких определений:
– «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»[1].
– «Права человека – особый тип отношений между человеком и обществом, индивидом и властью – договорных, правовых и этических отношений между гражданином и государством, фиксируемых международной и национальной системами правовых принципов и моральных норм, которые устанавливают правила взаимоотношений между людьми, положение личности (гражданина) в государстве, защищаемых международными организациями и государством, а также системой морального одобрения и поощрения, направленных на реальное предоставление индивиду возможности действовать по своему усмотрению»[2].
– «Права человека – это совокупность условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека во всех сферах общественной жизни»[3].
– «Права человека – это права, присущие ему с рождения, и без которых он не может существовать как человеческое существо»[4].
– «Права и свободы человека – не только сумма национальных и международных юридических установлений, а прежде всего система морально-этических принципов и норм, гуманистических ценностей, философских, мировоззренческих категорий. Права человека все же первичнее права, ближе к философии и культуре. То право, которое не гарантировано сегодня, может стать гарантированным завтра, т.е. права человека – это вектор, к которому нужно стремиться»[5].
– «Права человека – это возможности личности удовлетворять и развивать свои потребности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства»[6].
Права человека в литературе также рассматриваются и как притязания людей по отношению друг к другу и к государству[7], и как минимальная, неотъемлемая мера свободы[8].
Как видно из приведенных примеров, в литературе существует множество определений прав человека, которые понимаются и как условия жизнедеятельности, и как особый тип отношений, и как свойства бытия личности, и как система разного рода принципов и норм и т.д. Однако в большинстве определений присутствует одна, главная идея, цель – свобода, нормальные условия жизни и возможности человека.
Сущность прав человека.
В связи с многообразием понятий прав человека представляется верным и наиболее важным уяснить саму сущность категории прав человека, те принципы и источники, которые лежат в их основе, – лишь в таком случае можно наиболее полно определить для себя понятие прав человека.
Специфика прав человека состоит в том, что в их основе лежат не только правовые нормы, но и иные культурные ценности. Поэтому рассматривать права человека лишь как правовую категорию было бы неправильным. Права человека, как справедливо отметил российский исследователь Ф.М. Рудинский, – это прежде всего философская, нравственная, политическая, а затем уже юридическая проблема.
Права человека – это сложное и многомерное явление, отражающее в той или иной мере всю совокупность отношений индивида в природном и социальном мире. Это идеалы и ценности, принципы и нормы, правила и способы деятельности, социально-экономические, политические и духовные условия существования человека в обществе.
Сущность категории «Права человека» многоаспектна и раскрывается исходя из совокупности избранных позиций. Л.И. Глухарева следующим образом решила данный вопрос.
С социоантропологических позиций права человека рассматриваются в качестве условий обеспечения безопасности и развития индивида. Поскольку человек может обитать в рамках достаточно узкого диапазона параметров биологической и социальной среды, то права устанавливают такие правила поведения в социуме, чтобы защитить его как биологическую особь с ее психофизиологическими потребностями, как социальное существо, обитающее в среде с себе подобными, как духовное бытие с творчески-созидательными функциями.
С данной позиции определены сферы, в которых должна быть обеспечена необходимая безопасность индивида. Это – жизнь, физическое и психическое здоровье, генетика человека, репродуктивная способность, интеллект, духовность.
Социальная направленность прав человека заключается в том, что они упорядочивают и координируют общественные связи, пытаясь совместить свободу и уважение достоинства каждого члена общества с общим благом и стабильностью социальных отношений. Права человека определяют меру свободы личности в отношениях с обществом. Суть прав – в свободе. Они не связаны какими-либо обязательствами, за исключением общей обязанности не нарушать прав других.
Права человека – индивидуалистическая система, но не в смысле безусловного во всех ситуациях приоритета частных притязаний, а в том, что они не позволяют использовать отдельного человека как средство для удовлетворения каких бы то ни было общих или групповых интересов.
Являясь элементом политической жизни, права человека, с одной стороны, стали средством противостояния произволу представителей государственной власти и выступают в качестве механизма контроля за администрацией, ограничивают всевластие государства; с другой – они преодолевают отчуждение власти от народа, широко привлекая население к формированию и участию в деятельности государства и других политических структурах. С рождением прав завершилась эпоха абсолютизма власти.
Права человека существуют объективно и независимо от признания или игнорирования их государством. Идея защиты прав человека исходит из презумпции обладания каждым лицом вне политической общности и государства совокупностью прав, коими оно наделено самим фактом своего бытия. В этом смысле права человека наднациональны и экстерриториальны.
Права устанавливают четкие правила, на которых строятся взаимоотношения личности и государства, развиваются принципы автономии или сотрудничества, а равно ответственности друг перед другом.
В основе осуществления прав человека лежит идея конституционализма, которая означает, что власть действует на основании закона и в рамках закона. Правовое, социальное и демократическое государство, воплощающее эту идею, возникает для достижения целей уважения достоинства и защиты прав каждого члена общества.
Права человека есть юридическое понятие. Как совокупность правовых норм они выражают возможности личности иметь, пользоваться и приобретать материальные, социальные и духовные блага для удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Важным моментом здесь является провозглашение равенства людей в сфере прав, их равноправие. Более подробно сущность прав человека как юридической категории будет рассмотрена ниже.
Права человека – это философская категория, предлагающая гуманистическую картину человеческого общежития. Гуманизм – фундаментальная теория и мировоззрение прав человека, принципами которого являются свобода, равноправие, солидарность, справедливость.
Права человека – гуманистическое и глубоко нравственное явление. Они юридически выражают и проводят в жизнь нравственные императивы добра и справедливости. Как этическая конструкция права человека, с одной стороны, устанавливают моральный стандарт внешнего поведения, т.е. требуют от каждого отношения к другим людям с позиций добра, терпимости, долга, ответственности и т.д., с другой – они внутренне ориентируют самоопределение и саморазвитие личности, воспитывают черты нравственности, духовности и гражданственности.
Права человека имеют социально-экономическое содержание. Они защищают самостоятельность и успехи хозяйствующего субъекта, его независимость от произвола власти. Социально-экономические права заставили государство вплотную заняться проблемами нищеты и голода, помощи безработным, женщинам-матерям, детям, пенсионерам, беженцам, всем обездоленным, т.е. первоначально индивидуалистическая направленность прав человека со временем приобрела социалистические тенденции и заставила сотрудничать государство и личность в решении насущных проблем материального благополучия человека.
Права человека – это конкретно-исторический феномен. Они возникли эволюционно, естественным путем у западных народов и стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца XVIII столетия. Они дали толчок прогрессу и обеспечили достижения западной цивилизации. Благодаря указанию в декларациях, созданных на американском и европейском континентах, некоторой совокупности прав, появился новый тип личности, адекватный идущим процессам модернизации, возросла личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида. В других регионах мира – на Востоке и Юге – права человека появились в результате их прямого заимствования государствами, вставшими на путь модернизации.
Описав некоторые из аспектов, раскрывающих сущность прав человека, Л.И. Глухарева отмечает, что в правах человека можно обнаружить много иных «смысловых полей»[9]. Тем не менее, уже исходя из перечисленных подходов, можно вполне отчётливо представить, в чём состоит сущность категории «Права человека».
Более подробно необходимо остановиться на понимании категории прав человека как юридического явления. С данных позиций права человека представляют собой систему принципов и норм международно-национального характера, закрепляющих возможности самореализации индивида, гарантии их обеспечения, а также механизмы и процедуры защиты в случае нарушения.
Хотя права человека есть совокупная система международных и национальных норм, отчасти дублирующих и дополняющих друг друга, все же международный и национальные уровни различаются между собой по многим параметрам.
Непосредственным регулятором поведения в сфере прав человека являются национальные нормы и принципы. Именно в них перечислены возможные действия (бездействие), прописаны способы, условия, порядок их выполнения, благодаря им физические и юридические лица могут требовать от властей фактического обеспечения прав и привлечения к ответственности лиц, нарушающих их права.
Международные нормы о правах человека отличаются рядом свойств, благодаря которым их чаще называют стандартами. Содержательно эти нормы сформулированы как правила самого общего характера, призванные решать задачу сближения национальных правовых систем и достижения во всем мире единой практики уважения и защиты человеческого достоинства, его прав и свобод.
Права человека как юридическое явление выражаются, прежде всего, через субъективное право. Это гарантированная мера допустимого поведения, которая предполагает возможность: 1) положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) пользоваться на основе данного права определенным социальным благом[10].
В характеристике субъективных прав важно еще одно обстоятельство. Даже если они не основываются на реальных социальных обстоятельствах, содержательно расходятся с существующей действительностью, они все равно обладают высоким стимулирующим потенциалом: права как специфические юридические средства способны «подтягивать» социальные возможности до своего уровня.
Например, во многих регионах мира реальность лишает граждан пользоваться здоровой и благоприятной окружающей средой. Но они, обладая соответствующим юридическим правом, могут требовать у государства, частных компаний в судебном, административном, ином законном порядке отмены тех или иных решений, запрета действий по размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и т.д. экологически вредных объектов, привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению ущерба[11], т.е. субъективные права способствуют изменениям социальных условий и «переводят» их в фактические возможности, адекватные правовым установлениям.
Права и свободы.
Поскольку в конституциях зарубежных стран и литературе встречаются формулировки «права человека» и «свободы человека», необходимо решить вопрос о соотношении прав и свобод. Сразу стоит отметить, что в литературе указывается на различия либо синонимичность данных терминов.
Хотя признаётся, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны, некоторые авторы отмечают, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного результата. В то время как «право» определяет конкретные действия человека (например, право избирать)[12].
Существует мнение, что права человека – это так называемые позитивные права, а свободы – негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода – это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право – это обязанность власти что-то сделать, свобода – это запрет ей действовать в какой-либо области[13].
Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях.
Следует также иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говориться о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать.
Например, согласно части первой ст.21 Конституции Италии 1947 г. «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей.
Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека.
Принципы прав человека.
Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека.
Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека.
В современной литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека и их классификации. Тем не менее, все они находятся в русле признанного в международном праве базисного подхода, отраженного в следующих документах:
- Устав Организации Объединенных Наций;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- в других международных документах в области прав и свобод человека.
Так, Устав ООН содержит в своей преамбуле положения о том, что государства подтвердили веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Указывается, что государства будут стремиться создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи.
Всеобщая декларация прав человека повторяет нормы Устава ООН о вере в права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин. Указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Кроме того, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается:
– признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
– права вытекают из присущего человеческой личности достоинства;
– государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.
Обобщив положения указанных документов, можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека:
- ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);
- принцип свободы;
- принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства;
- принцип всеобщности и универсальности прав человека;
- принцип равноправия;
- общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека;
- принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека;
- принцип терпимости (толерантности);
- принцип справедливости.
Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в официальных документах и материалах ООН, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека.
Принцип всеобщности и универсальности прав человека.
Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений.
1. Права и свободы распространяются на всех людей, без какой-либо дискриминации. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Проблема прав человека – всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
3. Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.
4. Универсальность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В настоящее время существует проблема, связанная с реализацией принципа всеобщности и универсальности прав человека, с решением вопроса о том, все ли права обладают такой характеристикой. Особенно остро эта проблема стоит в отношениях, возникающих между обществами разных традиций, религий, культур.
Принцип равноправия.
Этот принцип является одним из «краеугольных камней» конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привилегий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.
Конституции различно формулируют принцип равноправия - иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие мужчин и женщин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.).
В качестве примера можно привести ст.3 Основного закона Германии:
1. Все люди равны перед законом.
2. Мужчины и женщины равноправны.
3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений».
В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула «равенство перед законом и судом». Дело в том, что в этих странах суд выступает не только как правоприменительный, но и как правотворческий орган.
Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тогда, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это делалось и делается в «социалистических» странах. Это выражается, прежде всего, через систему привилегий для так называемой номенклатуры.
В ряде развивающихся стран равноправие, даже если конституционно провозглашено, в значительной мере сводится на нет практикой так называемого трайбализма (от англ. «племя»). Эта практика заключается в предоставлении привилегий выходцам из определенной племенной группы. Трайбализм весьма распространен в странах Тропической Африки, но встречается и в некоторых иных регионах, где племенная психология оказалась живучей, как, например, в отдельных республиках бывшей советской Средней Азии. Близки к этому явлению клановость, кумовство, семейственность.
Нельзя сказать, что дискриминация полностью изжита в наиболее передовых демократических государствах. В тех же США дискриминация чернокожего населения издавна представляла собой болезненную проблему.
Наконец, следует остановиться на существующей в ряде развивающихся стран, бывших некогда колониями, проблеме коренного (автохтонного) населения, ведущего традиционный образ жизни: индейцев, эскимосов и др. в странах Американского контингента, аборигенов Австралии. Средством сохранения этих народов стали резервации. Резервации представляют собой территории, полными хозяевами которых являются соответствующие народы. Государство охраняет эти территории от проникновения чрезмерно предприимчивых граждан, частного капитала, оказывает содействие социальному развитию обитателей, не препятствуя их традиционному образу жизни. Резервации во всяком случае оказались более пригодными для сохранения малочисленных народов, чем советские автономные округа.
Ограничение прав и свобод.
Права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом.
Права и свободы человека ограничены:
– во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;
– во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития.
– в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе.
Возможность ограничения прав человека предусмотрена во многих международных актах, а также национальном законодательстве различных государств. В качестве примера можно привести:
1. Всеобщая декларация прав человека. Например, п. 2 ст. 29: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Например, ст. 4: государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: предусмотрены условия ограничения конкретных прав человека.
4. Конституции зарубежных стран.
Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) – законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - «свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья» (ст.16 Конституции Республики Хорватия 1990 г.). Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. «Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе».
Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)».
Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).
Важным является вопрос о пределах ограничений прав человека. Как справедливо отмечено в литературе, государственные органы (должностные лица) обязаны руководствоваться принципом пропорциональности (соразмерности) ограничений правомерно достигаемым целям. Пропорциональность ограничения считается соблюденной, если: 1) достигается законная цель; 2) ограничение не было строже, чем это необходимо; 3) обеспечивается баланс между правами индивида и правами других лиц, интересами общества в целом[14].
Гарантии прав и свобод.
Они подразделяются на две больших группы: внутригосударственные и международно-правовые. Первые в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.
Внутригосударственными гарантиями служат, прежде всего, некоторые конституционные права как материального, так и, особенно, процессуального характера. Сюда можно отнести право петиций, права, реализуемые в судебном и административном процессе и др.
Существует общий принцип - основные права граждан неотменяемы (отмена возможна только в условиях войны или чрезвычайного положения).
Главной гарантией в демократическом государстве является суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже о партийном органе (право рассмотрения дела в компетентном и беспристрастном суде, право на защиту и помощь адвоката).
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).
Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего, речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Например, согласно ст. 20 Хорватской Конституции «тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несет личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше».
Международно-правовые гарантии. Необходимость международно-правой регламентации гарантий прав человека была осознана особенно явно после второй мировой войны. Это было связано с последствиями фашизма – массовой гибелью людей.
Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений, региональная – в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система – наиболее совершенная. Она основывается на Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, заключенной в 1950 г. государствами - членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. За соблюдением прав человека в государствах - членах Совета следит Европейский суд по правам человека, а также Кабинет министров Совета Европы. Наше государство стремится вступить в Совет Европы, а для этого оно должно привести свое законодательство в соответствии с требованиями Европейской конвенции.
Понятие гражданства.
Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обуславливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.
Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть только свободные люди. В период феодализма существовали, главным образом, институт подданства, означающий не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причем ныне он обычно равнозначен термину «гражданство», а в ряде монархий он в конституциях заменен на этот термин (Испания, Бельгия, Нидерланды).
В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой - на его положение как бы соправителя в государстве.
Гражданство, будучи основой правого положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовать свои разнообразные права и свободы, включая его защиту. Правом человека является и изменение гражданства.
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробнее же регулирование осуществляется обычными законами.
Можно выделить следующие принципы гражданства:
- единое гражданство (в унитарных и части федеративных государств);
- равное гражданство;
- доступность и свободный характер гражданства;
- неотъемлемость гражданства;
- приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства;
- защита и покровительство граждан, находящихся за пределами страны.
Есть конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат. В Италии гражданство регулируется Законом о гражданстве 1912 г. и Положением о гражданстве 1983 г. Конституция Кубы напротив имеет целую главу о гражданстве.
Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это могут быть либо граждане другого государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства, апатриды).
Приобретение гражданства.
Подавляющее большинство людей приобретают гражданство по рождению (филиация). Наряду с этим есть и другие способы его приобретения:
- принятие в гражданство (натурализация);
- восстановление в нем;
- признание гражданства;
- выбор гражданства (оптация);
- трансферт.
Весьма редко гражданство приобретается в результате заключения или расторжения брака, либо по иным основаниям.
Приобретение гражданства по рождению осуществляется на основе двух принципов - право крови и право почвы. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения родителей, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, н