Порядок назначения организации и проведения выборов.
В законах «О выборах Президента РБ», «О выборах депутатов местных Советов депутатов РБ» и других детально регулируется последовательность этапов проведения выборов:
І — порядок назначения выборов и образование избирательных округов (от каждого округа избирается один депутат). При выборах Президента не образуются избирательные округа;
II — порядок образования избирательных участков;
III — образование системы избирательных комиссий и определение их полномочий. Фактически всю работу по проведению выборов проводят избирательные комиссии во главе с Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов;
IV - составление списков избирателей по избирательным участкам;
V — выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты, в депутаты, члены Совета Республики;
VI — определение гарантий деятельности кандидатов в Президенты и в выборные органы;
VII — установление порядка голосования и подведение итогов первого тура выборов;
VIII - определение порядка подведения и опубликования итогов первого тура выборов;
IX - правила о втором туре голосования, повторных выборах, выборах депутатов Советов депутатов. Палаты представителей, вместо выбывших депутатов, членов Совета Республики.
86 Референдум понятие и видыспособ принятия гражданами РБ решений по наиболее важным вопросам гос и общественной жизни.
В зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории, в РБ могут проводиться как республиканские, так и местные референдумы. Республ референдум проводится в масштабе всего гос. Местный референдум проводится на местном (региональном) уровне
Обязательное решение является окончательным, не нуждается в каком-либо утверждении, может быть изменено или отменено лишь путем другого референдума.
Консультативное решение для государственных органов носит рекомендательное значение.
Вопросы, которые нельзя выносить на референдум;
- о нарушении территориальной целостности в Республике Беларусь;
- о принятии чрезвычайных мер по охране общественного порядка, защите здоровья, о безопасности населения;
- о налогах; - об амнистия; - о помиловании; - о бюджете и др.
Республиканские референдумы назначаются Президентом РБ:
· по собственной инициативе;
· по предложению Палаты представителей и Совета Республики
· по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.
87 Избирательная комиссия, их виды и полномочия.Проведение выборов Президента РБ, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов обеспечивают избирательные комиссии.
Комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий независимы от гос органов и не связаны решениями полит партий и др общественных объединений.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми гос органами, полит партиями, др обществе объединениями, а также гражданами.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для нижестоящих комиссий.
1) Центр комиссия РБ по выборам и проведению республ референд
2) Комиссии по выборам Президента РБ, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии
Центральная избир комиссия явля гос органом, организующим в пределах своих полномочий подготовку и проведение выборов Президента РБ, депутатов Палаты представит, членов Совета Республ, депутатов местных Советов депутатов, республ референдумов.
Основные полномочия:
- осущ контроль за исполнением законодательства РБ о выборах
- опред порядок использования СМИ в предвыборной кампании;
- контролирует целевое испол ден средств избир фондов кандидатов;
- подводит итоги выборов, референдума;
Избир комиссии на местном уровне образуются совместным решением местных исполнительных и представительных органов в срок от 75 до 85 дней до проведения выборов.
Кандидатуры в состав комиссии выдвигаются полит партиями, др обществ объединениями, а также гражданами.
Как правило, не менее одной трети ее состава должны составлять представители пол партий и др обществ объединений. Гос служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии.
88 Депутат: понятие, правовой статус. Депутат – это полномочный представитель народа в госорганах. Правовое положение депутата регулируется конституцией и избирательным кодексом. Депутат в выборном органе гос власти представляет интересы своих избирателей. Он обязан действовать в пределах конституции и принимать в соответствии с ней НПА. Депутат имеет право обратиться к представителям соответств выборного органа, исполн или распорядительного органа. Законодательством установлен ряд гарантий, обеспечивающих надлежащее исполнение депутатом своих полномочий. Полномочия депутата прекращаются в случаях, установленных избирательным кодексом, а именно при:
1) истечении срока полномочий
2) При признании выборов недействительными
3) по личному заявлению депутата и др.
Закон устанавливает следующие виды депутатов:
• депутаты палаты представителей
• депутаты местных советов депутатов
Правовой статус депутата — совок его прав и обязанностей, закрепленных нормами права и обеспеченных соответств гарантиями.
Срок полномочий депутатов начинается со дня первого заседания вновь избранного Совета депутатов и заканчивается в день открытия первого заседания Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Совета депутатов.
89 Депутатский запросДепутатский запрос явл одним из наиболее важных прав, используемых депутатами на сессиях.
Депутатский запрос — вносимое депутатом на сессии предложение в письменной форме дать официальное разъяснение по интересующим его вопросам от определенных органов и должностных лиц.
Запрос включается в повестку дня сессии и обсуждается. Затем принимается решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к кот он обращен.
Должностное лицо обязано в течение 20 дней дать на него ответ. Ответ обсуждается на сессии, и по его результатам принимается решение.
90 Депутатский иммунитет: понятие, правовая хар-ка.Депутатский иммунитет – это правовая гарантия, обеспечивающая беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом парламента или другого представительного органа своих полномочий. Депутатский иммунитет включает в себя 2 основные гарантии:
1) юридическая неответственность
2) личная неприкосновенность
Юридическая неответственность депутата установлена за сказанное и написанное им в период осуществления депутатских полномочий, позицию по тем или иным вопросам. Она действует и по истечении срока полномочий.
Личная неприкосновенность действует лишь в период депутатской деятельности. Личная неприкосновенность распространяется на депутата, его жилье, служебное помещение, транспорт, используемое им средство связи.