Правовое положение Совета Министров РБ
Правовая характеристика правительства закреплена в конституции, а именно в разделе 4 главе 5, а также в законе о Совмине. Согласно ст.106 исполнительную власть осуществляет Совмин – центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно президенту РБ и ответственно перед парламентом. Конституция закрепляет положение о том, что правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.
Правительство сост1) премьер-минстр 2) его заместители 3) министры
В состав правительства могут входить также руководители иных республиканских органов гос управления.
Премьер-министр назначается президентом с согласия палаты представителей. Работой правительства руководит премьер.
Компетенция премьер-министра:
1) осущ непосредственное руководство деят правительства и несет персональную ответственность за его работу
2) подписывает постановления правительства
3) в 2х месячный срок после своего назначения представляет парламенту программу деят правительства, а в случае ее отклонения в 2х месячный срок новую программу
4) информирует президента об основных направлениях деятельности правительства и о всех его важнейших решениях
5) выполняет др функции, связ с организацией и деят правительства.
Совет Министров РБ обладает обширными полномочиями в большинстве сфер общественной и политической жизни страны.
Структура Правительства РБ
Исполнительную власть в РБ осущт Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос управления.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РБ.
Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республ органов гос управления.
Премьер-министр назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Работой Правительства руководит Премьер-министр.
68 Порядок деят-ти Совета Министров РБ.Деятельность Совета Министров осущ в трех основных организационных формах:
Заседания Совета Министров РБ явл основной формой его деятельности. Проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства. Исключительно на заседаниях Совета Министров РБ рассматрив: вопросы подготовки и исполнения республ бюджета, формир и использ гос внебюджетных фондов; проекты программ эк и соц развития РБ; основные направления внутр и внешней политики РБ.
Заседания Президиума, кот предназначен для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров. Заседания Президиума СовМин проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Первоначально на заседаниях Президиума Совета Министров рассматривается проект повестки дня, в него при необходимости вносятся изменения и дополнения. Затем заслушивается доклад или инф. После обсуждения вопроса принимается решение.
Совещания, проводимые Премьер-министром и его заместителями, по различным вопросам, требующим коллегиального обсуждения.
К иным организац формам деятельности Правительства относятся совместные заседания Президиума Правительства и иных гос.
Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра РБ и его заместителей создается Аппарат Совета Министров РБ, оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным СовМин РБ гос органам и иным гос организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей.
69 Понятие судебной системы РБ.Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе является децентрализованной.Судебная система — совок судов, осущ правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке. В систему судов входят:
· Конституционный Суд РБ;
· общие суды;
· хозяйственные суды.
Конст Суд занимает особое положение в судебной системе РБ. Констит Суд призван осущ контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
К общим судам в относ: Верховный Суд РБ; областные, Минский городской; районные (городские); военные суды.
К хоз судам относ: Высший Хозяйственный Суд РБ; хоз суды областей и города Минска.
Суды, входящие в систему РБ, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд РБ состоит из судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, кот предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.
70 Суды общей компетенции: понятие, система, правовая хар-ка.Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. Общим судам относятся: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:
1) пленум верховного суда
2) Президиум верховного суда
3) 4 судебные коллегии верховного суда
• судебная коллегия по гражданским делам
• по уголовным делам
• военная
• по делам интеллектуальной собственности
Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются президентом РБ. Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции.
Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.
Военные суды входят в судебную систему РБ, осущ судебную власть в вооруженных силах и др воинских формированиях гос. Подсистему военных судов составляют межгорнизонные военные суды, бел военный суд и военная коллегия верховного суда.
71 Правовое положение Верховного Суда РБ.Верхв Суд РБ явл высшим судебным органом и осущ правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов в РБ. Верх Суд состоит из председателя суда, первого заместителя председателя, заместителей председателя, судей, назначаемых на должность Президентом РБ с согласия Совета Республ бессрочно.
Верховный Суд действует в составе:
· Пленума;
· Президиума;
· Судебной коллегии по уголовным делам;
· Судебной коллегии по гражданским делам;
· Военной коллегии.
Пленум Верх Суда сост из председателя, заместителей и судей Верх Суда. Осн назнач Пленума — давать судам разъяснения по вопросам применения правовых норм при рассмотрении ими уголовных, гражд и админ дел. Пленум созывается не реже одного раза в 3 месяца и принимает постановления большинством голосов.
Полномочия Верх Суда след:
· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
· изучает и обобщает судебную практику, оказывает помощь судьям по применению норм законодательства;
· осуществляет контроль за работой всех судебных органов;
· вносит предложения в Конст Суд о проверке конституционности нормативных актов;
· иные полномочия в соответствии с законодательством.
72 Система хоз судов в РБХоз суды явл органами судебной власти, осущ правосудие в обл хоз(эк) отношений. Система хоз судов двухзвенная. Ее сост высший хоз суд и хоз суды областей (и г. Минска). В системе хоз могут созд специализир хоз суды (земельные, налоговые).
Возглавляет систему хоз судов Высший хоз суд.Он явл высшим судебным органом, кот осущ правосудие путем разрешения хоз споров, возникающих из гражданских, администр и иных правоотношений, осущ надзор за судебной деятельностью хоз судов.
Высший хозяйственный суд:
1) 2) вносит в констит суд предложения о даче заключения а конституционности НПА
3) изучает и обобщает практику применения хоз судами законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной хоз деят,
4) оказывает судьям хоз судов пом по применению законодательства
5) разрабатывает предложения по совершенствов законодательства
6) осуществляет проверку деятельности хоз судов
Высший хоз суд состоит из председателя суда, 1 заместителя, заместителей председателя и судей. Председатель высшего хозяйственного суда назначается президентом из числа судей этого суда с согласия совета республики сроком на 5 лет.
Хоз суды областей и г. Минска:
1) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику
3) готовят предложения по совершенствованию законодательства
Председатели хоз судов областей и г. Минска и спец хоз судов:
1) организуют деятельность соответствующего суда
2) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должности и освобождают от должности
3) распределяют обязанности между своими замами