Права, призванные обеспечить защиту прав личности.
Основные права и свободы классифицируются:
Права и свободы человека
Права и свободы гражданина
По количеству обладателей: Индивидуальные Коллективные
По генезису:
Естественные (прирожденные) Производные (т.е. сформулированные в международных пактах)
По характеру образования: Основные
Дополнительные (т.е. зависящие от основных (например, право участвовать в управлении государством—основное, а право избирать и быть избранным—дополнительное))
Юридические свойства основных прав и свобод:
- они возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Конституции
- они выражают связи гражданина и государства
- они существуют независимо от реализации
- существование прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц
- они реализуются через правоотношения, регулируемые, как правило, нормами других отраслей права
- они одинаковы по объему и содержанию для всех граждан
- они должны реально гарантироваться государством
Гражданин обладает правами и свободами и несет определенные обязанности, которые в совокупности составляют правовое положение (статус) личности.
33 Гражданские (личные) права и свободы личности РБ, их соотв эталону, принятму в межд праве.Личные права и свободы граждан не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения, не связаны с принадлежностью к гражданству государства, они имеют бессрочный характер, они необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности.
В стст. 24—32 Конституции РБ изложены след личные права и свободы граждан:
1. право на жизнь (ст.24);
2. право на личную свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст.25);
3. право не считаться виновным в преступлении до тех пор, пока вина лица не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст.26);
4. право не принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27);
5. право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь;
6. право на неприкосновенность жилища и иных законных владений;
7. право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах страны, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно
8. право самостоятельно определять свое отношение к религии;
9. право на создание семьи и заключение брака (ст.32).
34 Политические права и свободы, их соотв эталону, принятму в межд праве. -такие права и свободы, которые определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами государства и общества.
В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства.
Политических права и свободы зафиксированы в стст. 33—40 К. РБ. К ним относятся:
1. свобода мнений, убеждений и их свободное выражение;
2. право на получение, хранение и распространение полной и достоверной своевременной инф от деятельности государственных органов и общественных объединений;
3. свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстрации
4. права на свободу объединений;
5. право на участие в управления гос общественными делами;
6. право избирать и быть избранными в гос органы;
7. право равного доступа к любым должностям в гос органах;
8. право направлять личные и коллективные обращения в гос органы.
35 Соц-эк и культ права и свободы, их соотв эталону, принятму в межд праве. такие права и свободы, которые позволяют гражданам активно реализовать свои творческие способности и создавать надлежащие условия для жизнедеятельности.
1) право на труд
2) право на вознаграждение
3) право трудящихся на отдых. Виды: • Ежедневный • Междудневный • Междунедельный • Праздничные • Ежегодные и соц отпуска
4) право собственности
5) право на охрану здоровья
6) право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права
7) право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях предусмотренных законом
8) право на жилище
9) право на образование
10) право сохранять свою национальную принадлежность
11) право на участие в культурной жизни
12) право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания
Перечень соц-эк и культ прав соответствуют эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека и международному пакту о соц-эк и культ правах.
36 Ограничение прав и свобод личности в РБОграничения, предусмотренные конституцией:
1) в случае чрезвычайного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории республики или в отдельной ее местности в связи с внутренними беспорядками, стихийными бедствиями, катастрофами
2) в случае военного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории в связи с нападением или угрозой нападения со стороны иностранного государства
Ограничения, предусмотренные законами. Законы предусматривают ограничение тех лиц, правовое положение которых они регулируют:
1) УК – ограничивают правовой статус лиц, совершивших преступление
2) Закон о госслужбе предусматривает ограничение правового статуса государственных служащих
3) Закон о госсекретах предусматривает ограничение правового статуса лиц, обладающих госсекретами
4) закон о ОВД предусматривает ограничение правового статуса сотрудников ОВД и др.
37 Конституц обязанности личности в РБ, соответ им международно-правовому стандарту.– обязательные к исполнению требования, установленные конституцией и принимаемыми в соответствии с ней законами. Конституция закрепляет 6 конституционных обязанностей. Их 2 группы:
1) конституционные обязанности распространяются на всех лиц, находящихся на территории РБ
1) каждый обязан соблюдать конституцию, законы и уважать ее национальные традиции
2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы и законные интересы др лиц
3) Каждый обязан беречь историко-культурные, духовное наследие и другие национальные ценности
4) охрана природы – долг каждого
2) на граждан РБ
1) граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и других платежей
2) защита РБ – обязанность и священный долг гражданина
В обеспечение конституционных обязанностей конституция закрепляет положение о том, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных конституцией и законами, либо к отказу от своих прав.
38 Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев.Иностр граждане—лица, не являгражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству др гос. Лица без гражданства—лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству др гос.
В соответствии с К и иным законодательством РБ иностранцы пользуются правами, свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не предусмотрено междунар договорами. Все иностранцы равны перед законом. Положения законодательства относительно правового статуса иностранцев применяются на взаимной основе. Законодательство закрепляет некоторые права, которые не могут быть использованы иностранцами: избирать и быть избранными в гос органы, участвовать в Референд, занимать должности требующие наличия гражданства РБ, не исполняют всеобщую воинскую обязанность. Иностранцам в соответствии с К и законодательством может быть предоставлено право убежища.
Беженец – это лицо, которое не явл гражданином РБ и находится на ее террит в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в гос своей гражданско-правовой принадлежности по признаку расы, гражданства, религии, национальности.
В РБ имеется орган гос управления, который занимается проблемами беженцев – Департамент по гражданству и миграции МВД РБ и его структурные подразделения. Правовой статус беженцев регулируется законом РБ «О беженцах». Иностранец обязан лично или через уполномоченного представителя подать ходатайство о присвоении ему статуса беженца, а лица до 18 лет вносятся в ходатайство одному из родителей.
39 Понятие и значение админ-террит устройства РБ. это деление территории РБ на опр части в целях эффективной организации гос управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан РБ. В соответствии со ст. 9 К РБ территория делится на области, районы, города и иные АТЕ.
К АТЕ в РБ относ обл, районы, сельсоветы, а также города и поселки гор типа, в кот созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Законом опр осн принципы админ-территор деления. Оно основывается на след принципах:
· единства и неотчуждаемости территории РБ как естественного условия сущ и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ;
· сочетания общегос интересов и интересов населения, проживающего на соответ территории;
· сочетания единой гос власти РБ, осуществление кот основано на принципе разделения ее на законод, исполн и судебную, с местным самоуправлением;
· осущ местными Советами депутатов, исполнит и распоряд органами своих полномочий в пределах границ соответствующих АТЕ.
40 Понятие и принципы админ-террит устройства РБ. это деление территории РБ на опр части в целях эффективной организации гос управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан РБ. В соответствии со ст. 9 К РБ территория делится на области, районы, города и иные АТЕ.
К АТЕ в РБ относ обл, районы, сельсоветы, а также города и поселки гор типа, в кот созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Законом опр осн принципы админ-территор деления. Оно основывается на след принципах:
· единства и неотчуждаемости территории РБ как естественного условия сущ и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ;
· сочетания общегос интересов и интересов населения, проживающего на соответ территории;
· сочетания единой гос власти РБ, осуществление кот основано на принципе разделения ее на законод, исполн и судебную, с местным самоуправлением;
· осущ местными Советами депутатов, исполнит и распоряд органами своих полномочий в пределах границ соответствующих АТЕ.
41 Виды админ-террит едениц, их хар-ка. является территории в пределах кот созд и действуют местные советы депутатов и распорядительные органы.
К АТЕ относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа в кот созданы местные советы депутатов исполнительные и распорядительные органы.
Вся территория РБ дел на территорию: столицы, территории обл АТЕ.
Терр РБ дел на территорию областей и территории областей как АТЕ. Терр области дел на территории районов и городов областного подчинения как АТЕ. Терр района дел на территории сельсоветов, поселков гор типа, городов районного подчинения являющихся АТЕ.
К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
В РБ устанавливается три категории городов: город Минск - столица РБ; города областного подчинения; города районного подчинения.
К категории поселков гор типа относ: гор поселки , курортные поселки, рабочие поселки.
Все остальные населенные пункты (деревни, поселки) относятся к категории сельских населенных пунктов.
42Понятие гос власти. Гос власть - это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.
Принципы госвласти:
1)законность2)властный характер3)легитимность 4)разделение властей
Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Особенностью гос власти явл и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают.
Многочисленные гос органы классифицируются по различным основаниям:
· по назначению властных полномочий (законодательные, исполнительные, судебные);
· по организации управления (коллегиальные и единоначальные);
· по правовым формам деятельности (правотворческие, исполнительные, правоохранительные);
· по территории деятельности (центральные и местные);
· по способу образования (избираемые, назначаемые, образуемые).
Гос власть осущ на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
43 Виды гос власти, их хар-ка. Гос власть - это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деят гос.
Особенностью гос власти явл и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают.
Многочисленные гос органы классифицируются по различным основаниям:
· по назначению властных полномочий (законодательные, исполнительные, судебные);
· по организации управления (коллегиальные и единоначальные);
· по правовым формам деят (правотворческие, исполнительные, правоохранительные);
· по территории деят (центральные и местные);
· по способу образования (избираемые, назначаемые, образуемые).
Гос власть осущ на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
44Понятие законодат власти .это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов.
o Парламент — Нац собрание; 2 палаты Палаты представителей и Совета Республики.
· областные и г. Минска, районные (гор), сельские и поселковые Советы депутатов.
Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона
Особенностью этих органов является то, что они избираются непосредственно народом (кроме Совета Республики) сроком на 4 года.
45 Органы, осущ законодат власть. это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов.
o Парламент — Нац собрание; 2 палаты Палаты представителей и Совета Республики.
· областные и г. Минска, районные (гор), сельские и поселковые Советы депутатов.
Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона
Особенностью этих органов является то, что они избираются непосредственно народом (кроме Совета Республики) сроком на 4 года.
46 Понятие исполнительной власти.это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона. Исполнительная ветвь власти формируется путем назначения.
Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
1) центральная – на всю территорию 2) местная
Органы центральной исполнительной власти:
1) Совмин- правительство
2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Правовое положение центральных органов исполнительной власти определено конституцией. Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.
Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах АТЕ.
3 уровня исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
47 Органы, осущ центральную исполн власть. это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
Органы центральной исполн власти:
1) Совмин
2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Правовое положение центральных органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совмине. Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.
48 Органы, осущ местную исполнит власть.. это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах АТЕ.
3 уровня исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.
49 Понятие судебной власти. принадлежит судам. При осущ правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Судебную власть осущ:
1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
2) Специальные суды • Хоз суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
3) Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией и кодексом «о судоустройстве и статусе судей»
50 Органы, осущ судебную власть. принадлежит судам. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Судебную власть осущ:
1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
2) Специальные суды
• Хоз суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
3) Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией и кодексом «о судоустройстве и статусе судей»
51. Правовая хар-ка Конституционного суда РБ.Организация, порядок деятельности и компетенция Конст Суда опр Конституцией, Законом РБ «О Конст Суде РБ».
Деят Конст Суда строится на принципах законности, независимости, коллегиальности, устности, ответственности за принимаемые решения, равноправия и состязательности сторон.
Конст Суд дает заключения о:
· соотв законов, декретов и указов Президента РБ Конституции
· соотв актов любого гос органа Конституции, международным актам, законам,;
· в случаях, предусмотренных Конституцией, Конст Суд дает заключения о наличии фактов системат или грубого нарушения палатами Парламента Конституции на основании предложений Президента.
Состав Конст Суда РБ форм в колич 12 судей из высококвалифицированных специалистов в обл права, имеющих ученую степень. Шесть судей назначаются Президентом, шесть — избираются Советом Республ.
Судьи назначаются или избир на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Предельный возраст членов — 70 лет.
Судьи Конст Суда неприкосновенны. Это распространяется на их жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые документы. Член Констит Суда не может быть привлечен к уголовн ответств, арестован без согласия органа, назначившего или избравшего его.
52 Органы гос власти в РБ: понятие, система. Орган гос власти – это структурное звено гос аппарата, наделенное гос-властными полномочиями, и уполномоченное гос на осущ его задач и функций и действующее в установленном порядке.
Гос осущ свои функции через органы гос власти.
Органы гос власти присущи соответств признаки:
1. создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционных актов.
2. обладает опр объемом полномочий.
3. реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, кот определены нормативными актами.
4. Все органы гос власти составляют единую систему гос власти
Органы гос власти сост единую систему. Гос власть в РБ осущ на основе разделения ее на законодат, исполнит и судебную. Гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Особое место в системе гос власти занимает Президент, кот явл Главой государства.
Органом законод власти явл Парламент – Нац собрание РБ.
Органы исполнит власти - на республик и местные. Правительство – Совет Министров– явл центральным органом гос упр. К республ органам можно отнести министерства, гос комитеты РБ.
Судебная власть принадлежит судам и осущ самостоятельно и независимо от законодательной и исполнит властей. Судебную систему РБ образуют общие суды, спец суды и Констит Суд.
53 Прокуратура- орган надзора. Прокуратура РБ —совокупность специализированных гос органов и должностных лиц, осущ на основании Конституции РБ особую форму (вид) государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а также иные функции.
Основными задачами прокуратуры явл:
· выявление и устранение нарушений закона;
· обеспечение верховенства закона;
· защита прав и свобод граждан, законных интересов государства, предприятий, организаций, общественных объединений;
· привлечение виновных к ответственности.
Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генер прокурор. Прокуратура как гос орган строится в соответствии с админ-территор устройством страны.
Органы прокуратуры имеют четкую систему, которую образуют:
· Генеральная прокуратура РБ, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры;
· прокуратуры областей и г. Минска;
· прокуратуры районов и городов;
· межрайонные прокуратуры;
· специализированные (военные, транспор, природоохр;
· военная прокуратура, состоящая из Белорусской военной прокуратуры и межгарнизонной военной прокуратуры;
· транспортная прокуратура, состоящая из Белорусской транспортной прокуратуры и восьми транспортных прокуратур.
Генеральный прокурор назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Республики сроком на 5 лет и освобождается от должности Президентом с уведомления Совета Республ. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению Президентом.
Все нижестоящие прокуроры назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от должности Генер прокурором.
54 Комитет гос контроля РБГос контроль за исполнением республиканского бюджета, использ гос собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и др гос органов, регулирующих отношения гос собственности, хоз, фин и налоговые отношения, осущ КГК.
КГК образуется Президентом. Председатель КГК назначается Президентом.
Компетенция, организация и порядок деятельности КГК опред законодательством.
КГК осущ свои полномочия на всей территории РБ, а его территориальные органы – на территории соответств АТЕ
Систему органов КГК образуют Комитет гос контроля и его территориальные органы – комитеты гос контроля областей и города Минска.
55 Банковская система в РББанковская система РБ состоит из НБ РБ и иных банков. Нац банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
НБ явл центральным банком РБ, регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. НБ подотчетен Президенту РБ.
Основными целями деятельности НБ являются:
1. защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля
2. развитие и укрепление банк системы РБ;
3. обесп эфф, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не явл осн целью деят Нац банка.
функции:
1. разрабатывает и совместно с Правительством проводит единую ДКП
2. осуществляет эмиссию денег;
3. регулирует денежное обращение;
4. регулирует кредитные отношения;
5. осуществляет валютное регулирование;
6. организует и осуществляет валютный
7. осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
56 Институт президенства в РБ.Институт президентства в РБ был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент РБ явл главой гос и исполнительной власти. Президент особое место в гос механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними полити ответственности.
Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех гос структур.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с др гос и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ. Президент, в соответствии с Конституцией РБ, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ, а также декреты, имеющие силу законов.
Новая редакция Конституции РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996г., изменила объем полномочий Президента РБ и установила, что Президент является Главой гос, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент представляет Республику за ее пределами, но в тоже время, он наделен значительными полномочиями в формировании органов не только исполнительной, но и законодательной власти.
57 Правовой статус президента РБ.В правовом гос статус главы гос максимально точно опр Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Правовой статус Президента РБ связан не только с местом Президента в системе гос власти, но и вкл такие элементы, как: порядок избрания Президента и освобождения его от занимаемой должности, компетенция Президента и акты, издаваемые Президентом для ее реализации, основные гарантии президентской деят и некоторые иные.
Президент РБ не может занимать др должности, получать помимо зп вознаграждения, за исключ гонораров за произведения науки, литер и искусства.
Полномочия президента можно систематизировать в след группы:
1) в области законотворчества:
• назначает республиканские референдумы
• подписывает законы
• имеет право возвратить закон со своими возражениями в палату представителей
• имеет право отменить акты правительства
• имеет право издавать декреты, указы и распоряжения
2) полномочия президента в области организации, реорганизации и упразднения госорганов и должностных лиц (ст.84)
3) иные полномочия (ст.84)
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением гос измены и другого тяжкого преступления. В случае смещения президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривает верховный суд.
В случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей, на основании, предусмотренном конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят премьер-министру.
Полномочия президента РБ
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Респуб и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конст;
4) назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру Правительства РБ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей РБ;
12) назнач на должность и освобождает от должн Председателя КГК;
13) обращается с посланиями к народу РБ о положении в гос и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту
15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительств РБ;
17) решает вопросы о приеме в гражданство РБ, его прекращении и предоставлении убежища;
18) устанавливает гос праздники и праздничные дни, награждает гос наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международные договоры,
23) вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
24) подписывает законы;
25) имеет право отменять акты Правительства;
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ;
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ;
29) вводит на территории РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение,
30) осущ иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
59 Законотворческие функции президента РБВ соответствии со ст. 85 Конст РБ Президент во исполнение своих полномочий наделён правом издавать сл правовые акты: декреты, указы и распоряжения.
Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республ законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Необходимо отметить, что сфера делегированного законодательства ограничена частью второй ст. 101 Конституции. Так, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республ бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем, закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет положение, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. В случае издания таких декретов по предложению Правительства, они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трёхдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой Представителей, а затем Советом Республ. Эти декреты сохраняют силу если они не отменены квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов) от полного состава каждой из палат.
В соотве с ч. 3 ст. 137 Констит, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом.
Согласно ч. 2 ст. 85 Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспеч исполн декретов, указов и распоряж.
.
60 Конституц основы деят-ти Парламента РБОсновы деят парламента РБ закреплено конституцией, законом о нац собрании, а также регламентом палат. Порядок формирования палат парламента, кроме констит регламентируется избирательным кодексом. В РБ парламент явл представительным и законодательным органом.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси. Депутаты должны быть гражданами Бел в возрасте от 21 г. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики. Функции Палаты представителей:
· рассмотрение проектов законов , назначение выборов Президента
· одобрение кандидатов, назначаемых Презид на пост Премьер-мин, оценка работы правительства , принимает отставку Президента; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматрив не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Констит.
Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси. Кандидаты в