Конституции (уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права
В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика "имеет свою конституцию и законодательство", а другие субъекты "имеют свой устав и законодательство".
Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.
Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.
В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.
Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ. В конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.
Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает др. вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.
По отношению ко всем другим-нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.
В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.
По своей структуре конституции и уставы (в Республике Калмыкия такого рода акт называется Степное Уложение) имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы - на главы, главы - на статьи.
Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.
Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов РФ федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и другие субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации.
93.Конституционно-правовые принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Система органов государственной власти субъекта РФ.
В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти:
1.принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть данного принципа заключается в том, что демократический режим устанавливается в государстве лишь при условии разделения функций - законодательной, исполнительной, судебной, которая исполняется каждая относительно самостоятельно. Данный конституционный принцип получил название «сдержек и противовесов». Это находит свое выражение в следующем: срочность полномочий должностных лиц разного уровня; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате государственного управления; право «вето» на законопроекты; право роспуска парламента; выражение недоверия Правительству РФ со стороны парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей и т.д.
Наличие же принципа разделения властей, закрепление его как конституционной нормы, является важным элементом правового демократического государства.