Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (статья 65, часть 2), международными (межгосударственными) договорами РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также федеральными конституционными законами о принятии в РФ нового субъекта.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе с соблюдением государственных интересов и принципов федеративного устройства РФ.
В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если в международном договоре не предусмотрен другой статус.
В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.
Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство.
После поступления предложения о принятии в РФ, президент России уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания (СФ ФС) РФ, Государственную думу, правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года.
Международным договором могут быть урегулированы: наименование и статус нового субъекта, порядок приобретения гражданства РФ, правопреемство в отношении членства в международных организациях, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории нового субъекта, действие законодательства РФ на территории нового субъекта.
Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ.
После подписания международного договора президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае если Конституционный суд признает международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Госдуму на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
Одновременно с международным договором в Госдуму вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта.
Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106, 107 и 108 Конституции РФ.
Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ.
Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.
90. Правовое регулирование порядка образования в составе РФ нового субъекта РФ
Рассмотрим реализацию ФКЗ от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на примере принятия Крыма и Севастополя в состав РФ
Принятие в РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов России в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ [3]).
Процедура принятия нового субъекта в состав РФ закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 65) и вышеуказанном ФКЗ, в главе II «Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта». В результате принятия нового субъекта в состав России принимается Федеральный конституционный закон о принятии соответствующего субъекта, а также международный договор о принятии соответствующего субъекта, заключенный между Российской Федерацией и данным иностранным государством. В отношении Крыма был принят Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [4] и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». В соответствии с ФКЗ от 21.03.2014 Республика Крым была принята в состав России в качестве нового субъекта; со дня принятия Республики в Российской Федерации были образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ч. 1 ст. 2. ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ).
Таким образом, фактически проведя одну процедуру, в Российской Федерации стало на 2 субъекта больше – одна республика и один город федерального значения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части является данное иностранное государство.
16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым был проведен референдум по вопросам воссоединения Крыма и г. Севастополя с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Более 95% участвовавших высказались за. Вследствие этого Автономная Республика Крым Верховным Советом была провозглашена независимым суверенным государством – Республикой Крым, а г. Севастополь – приобрел статус города с особым статусом в составе Республики Крым. 17 марта 2014 года Республика Крым и г. Севастополь обратились к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым и г. Севастополь в состав России в качестве новых субъектов.
Предложение о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта поступает Президенту Российской Федерации. Президент РФ уведомляет о предложении Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
Принятие нового субъекта в состав Российской Федерации осуществляется на основе международного договора между Россией и соответствующим иностранным государством. В отношении Крыма – это, «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (далее – Договор о принятии Республики Крым), заключенный в Москве 18 марта 2014 года.
В таком международном договоре должны быть оговорены наименование и статус нового субъекта; порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым, Крыму был присвоен статус республики, а г. Севастополю – статус города федерального значения.
После распада СССР была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Автономная Республика Крым являлась неотъемлемой частью Украины и административно-территориальной автономией в составе страны. В Конституции Украины был определен ряд вопросов, отнесенных к ведению Автономной Республики Крым, среди которых вопросы организации и проведения местных референдумов; управления имуществом, принадлежащим АРК; разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины и многие другие.
По итогам референдума 2014 года АРК приобрела статус независимого суверенного государства, в состав которой вошел г. Севастополь в качестве города с особым статусом.
Республики с составе федеративного устройства России не являются самостоятельными государствами, обладающими собственным суверенитетом. Статус республики приравнивается к статусу края, области, города федерального значения и автономной области. Также в договоре определено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на день принятия субъекта на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, автоматически признаются гражданами Российской Федерации. Исключениями здесь являются граждане, которые самостоятельно изъявили желание сохранить имеющееся у них гражданство. Также в данном договоре указан переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации – до 1 января 2015 года.
После того, как президент РФ подпишет международный договор, последний направляется в Конституционный суд Российской Федерации для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации.
После того, как Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, он вносится в ГД на ратификацию. Ратификация международного договора осуществляется в форме федерального закона. Такой федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. После чего принятый федеральный закон подписывается Президентом РФ.
Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.
Указанный федеральный конституционный закон принимается, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.
На основании принятого Федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта вносятся изменения в Конституцию РФ, в частности, в статью 65 Конституции РФ, где закреплены все субъекты Российской Федерации.