Федеральный законодательный процесс. Особенности процедуры принятия федеральных конституционных и федеральных законов.
Законодательный процесс - совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.
Стадии:
1) законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.
Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требуется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
2) подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.
3) в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4) рассмотрение Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.
Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней.
Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения работа комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней..
Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Отличия ФЗ от ФКЗ:
ФКЗ и ФЗ различаются по следующим признакам:
1) ФКЗ принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 108 Конституции РФ). То есть, какие могут быть и должны быть ФКЗ прямо перечислено в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. ФК принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (по любым вопросам).
ФЗ не могут противоречить ФКЗ (часть 3 ст. 76 Конституции).
2) ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108), т.е. Президент не может отклонить ФКЗ.
ФЗ принимает Государственная Дума. Некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации
68.Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов в РФ.
Согласно Конст-ции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется През-ту РФ для подписания в течение 14 дней. Но През-т обладает правом вето (кроме ФКЗ), и если применяет его, то ГД и СФ вновь рассматривают закон с замечаниями През-та. Преодолеть вето можно посредством голосования и получения в обеих палатах 2/3 голосов. После этого През-т подписывает закон в течение 7 дней и обнародует его.
Порядок вступления в силу ФЗ регулируется ФЗ от 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС». ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания През-том (акты палат – не позднее 10 дней) и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Официальным опубликованием НПА считается 1-я публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства. До официального опубликования закон не имеет силы.
ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию През-том и обнародованию. ФЗ и акты палат ФС вступают в силу одновременно на всей терр-рии РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен др. порядок вступления их в силу.
Указы През-та и Пост-я Прав-ва – публикуются в течение 10 дней после подписания (Росс-я газета, Собр-е зак-ва), вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. В этих актах м/б устроен др. порядок вступления их в силу. Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы гр-н, а также любые межведомственные акты, подлежат гос регистрации в МЮ РФ и публикуются в течение 10 дней после регистрации, вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты субъектов РФ, ОМСУ, локальные акты - единый стандарт отсутствует, в каждом субъекте приняты свои сроки опубликования и вступления в силу.