Федеральный законодательный процесс. Особенности процедуры принятия федеральных конституционных и федеральных законов.

Законодательный процесс - совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Стадии:

1) законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государст­венной Думы, Правительству России и законодательным органам субъек­тов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограни­чивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.

Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Госу­дарственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены на­логов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, из­менения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требу­ется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

2) подготовка законо­проекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подгото­вительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуж­дение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государствен­ной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государствен­ного бюджета предусматривается четыре чтения.

3) в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычно­го закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Россий­ской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституци­онных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

4) рассмотрение Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.

Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные за­коны в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верх­нюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в те­чение 14 дней.

Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федера­ции, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную ко­миссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения ра­бота комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Го­сударственной Думой с учетом мнения комиссии.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде­рации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не ме­нее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5) подписание и обна­родование закона Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародова­ния Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней..

Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установ­ленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подле­жит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Отличия ФЗ от ФКЗ:

ФКЗ и ФЗ различаются по следующим признакам:
1) ФКЗ принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 108 Конституции РФ). То есть, какие могут быть и должны быть ФКЗ прямо перечислено в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. ФК принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (по любым вопросам).
ФЗ не могут противоречить ФКЗ (часть 3 ст. 76 Конституции).
2) ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108), т.е. Президент не может отклонить ФКЗ.
ФЗ принимает Государственная Дума. Некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации

68.Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов в РФ.

Согласно Конст-ции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется През-ту РФ для подписания в течение 14 дней. Но През-т обладает правом вето (кроме ФКЗ), и если применяет его, то ГД и СФ вновь рассматривают закон с замечаниями През-та. Преодолеть вето можно посредством голосования и получения в обеих палатах 2/3 голосов. После этого През-т подписывает закон в течение 7 дней и обнародует его.

Порядок вступления в силу ФЗ регулируется ФЗ от 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС». ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания През-том (акты палат – не позднее 10 дней) и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Официальным опубликованием НПА считается 1-я публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства. До официального опубликования закон не имеет силы.

ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию През-том и обнародованию. ФЗ и акты палат ФС вступают в силу одновременно на всей терр-рии РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен др. порядок вступления их в силу.

Указы През-та и Пост-я Прав-ва – публикуются в течение 10 дней после подписания (Росс-я газета, Собр-е зак-ва), вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. В этих актах м/б устроен др. порядок вступления их в силу. Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы гр-н, а также любые межведомственные акты, подлежат гос регистрации в МЮ РФ и публикуются в течение 10 дней после регистрации, вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты субъектов РФ, ОМСУ, локальные акты - единый стандарт отсутствует, в каждом субъекте приняты свои сроки опубликования и вступления в силу.

Наши рекомендации