Информационное обеспечение избирательного процесса. Предвыборная агитация.
Важной составной частью избирательного процесса является его информационное обеспечение, которое способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов и включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с законом. В то же время органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях, выдвинувших списки кандидатов. Это делает избирательная комиссия.
Информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. Однако информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов, политических партий.
Разновидностью информирования избирателей является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, которое должно производиться в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными законом. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами средства массовой информации, граждане и организации, публикующие их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион (территорию) проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, заказчиков проведения и платного опубликования опроса.
Предвыборная агитация.
Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосования, а прекращается за один день до этого дня. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к СМИ. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Но в предвыборной агитации не могут участвовать, например, члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, представители СМИ
56. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума также обязаны создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет: 1) собственных средств кандидата или избирательного объединения; 2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений: 4) иностранным государствам и иностранным организациям; 5) иностранным гражданам, за исключением случаев, когда они, согласно закону, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; 6) лицам без гражданства; 7) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет; 8) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; 9) международным организациям и международным общественным движениям; 10) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 11) государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям; 12) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля России, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов;13) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; 14) благотворительным и религиозным организациям; 15) анонимным жертвователям; 16) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах или референдуме.
Законом устанавливаются предельные размеры средств, перечисляемых в фонды, и порядок их расходования. Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать в СМИ сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат, избирательное объединение после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных расходах. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной ко- миссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).