Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах. Ограничения избирательных прав

Принципы избирательного права — основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);

• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей.

К ограничениям активного и пассивного избирательного права от­носятся:

1. Возрастной ценз.Для активного избирательного права — это 18 лет. Для пассивного избирательного права устанавливаются следую­щие возрастные ограничения: минимальный возраст кандидата — 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет — на вы­борах главы исполнительной власти субъекта РФ и членов Совета Фе­дерации и 21 год — на выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) — 35 лет, для депутатов Госу­дарственной Думы — 21 год (ст. 97). Федеральным избирательным за­коном запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов.

2. Ценз гражданства.В российском законодательстве говорится о принадлежности права избирать и быть избранным как гражданам Российской Федерации (ст. 32, 81,97), так и в некоторых случаях ино­странным гражданам (ст. 130). Активное избирательное право при вы­борах в органы местного самоуправления предоставляется иностран­цам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленным законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципально­го образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане.

3. Ценз оседлости.В Конституции Российской Федерации установ­лено единственное ограничение по времени проживания на территории Российской Федерации для обладания пассивным избирательным пра­вом — кандидат на пост Президента РФ должен проживать на террито­рии России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81), что обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. Федеральный закон за­прещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражда­нина на определенной территории Российской Федерации как условие приобретения им активного либо пассивного избирательного права.

4. Ценз военной службы.Текст Конституции РФ не содержит ка­ких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с про­хождением ими военной службы.

5. Дееспособность.Не имеют права голосовать граждане, признан­ные судом недееспособными.

6. Лишение свободы.Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору Суда, не имеют права голосовать и быть избранными.

7. Несовместимость.Статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации» 2002 г. (а также законами субъектов Феде­рации) установлены ограничения, связанные со статусом депутата, вы­борного должностного лица. Это, в частности, невозможность нахо­диться на государственной или муниципальной службе, входить в состав регионального законодательного (представительного) органа го­сударственной власти, исполнительного органа местного самоуправле­ния, заниматься предпринимательской деятельностью.

Наши рекомендации