Унификация корпоративного регулирования в Европейском Союзе и Содружестве Независимых Государств

Правильное понимание и осознание преобразований в международном правовом пространстве, происходящих под влиянием процесса интеграции мирового хозяйствования с целью реализации сложных и комплексных задач формирования и развития качественно нового правового регулирования деятельности транснациональных корпораций возможно па основе учета полученных в результате проведенного диссертационного исследования следующих выводов:

1. Под влиянием процесса экономической интеграции правовые механизмы корпоративного регулирования все чаще создаются интернациональным сообществом на уровне международных организаций, региональных союзов и объединений, что позволяет говорить о все более тесном взаимодействии международного и национального права, а также национальных правовых систем между собой. Результатами такого взаимодействия явились такие правовые феномены, как унификация и гармонизация корпоративного регулирования, обеспечивающие формирование единого правового пространства для деятельности международных хозяйствующих субъектов.

2. Параллельно процессу интеграции международного корпоративного регулирования, в качестве позитивной альтернативы происходит его регионализация.

Процессы интеграции и регионализации не являются двумя полюсами биполярной конструкции правовых механизмов регулирования деятельности международных хозяйствующих субъектов. Растущая фактическая и институциональная регионализация не является контр-тенденцией экономической и правовой интеграции. Процесс формирования региональных правовых блоков корпоративного регулирования не противоположен правовой интеграции в сфере корпоративных правоотношений. Обе тенденции, как в экономическом, так и в правовом аспекте имеют одинаковую целенаправленность, заключающуюся в транснациональном расширении организованных на внутригосударственном уровне экономических и правовых систем.

3. Эффективная унификация международного корпоративного регулирования в условиях интенсификации процессов экономической интеграции осуществляется посредством сближения национальных правовых систем на трех следующих уровнях:

Во-первых, - это унификация, посредством создания единых норм и правил регулирования деятельности ТНК через специальные международные организации, такие как Всемирная Торговая Организация, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д.;

Во-вторых, это унификация, посредством создания государствами-участниками единых норм и правил регулирования деятельности ТНК в рамках юрисдикции отдельных региональных интеграционных союзов и объединений, таких как ЕС, НАФТА и т.д.;

В-третьих, это унификация посредством создания международного корпоративного регулирования, как совокупности договорных норм, вырабатываемых самими участниками частноправовых отношений и устанавливающих правила поведения для экономических субъектов, исходя из требований и условий рынка, не закрепленные на ином уровне.

4. Законодательного признания в рамках российского корпоративного регулирования требуют реально существующие и активно действующие на международных экономических рынках российские транснациональные корпорации. Среди них, такие корпорации-гиганты как «Лукойл», «Газпром», «Северсталь» и «РусАл», возглавляющие рейтинг российских TI1K, которые владеют 78% всех российских зарубежных активов. Свершившийся факт наличия ТНК в России, безусловно, требует соответствующего правового обеспечения.

Закрепить правовую основу деятельности российских ТНК, как любых международных юридических лиц, в целом следует на уровне Федерального Закона «О транснациональных корпорациях». В рамках ФЗ следует определить правовой статус такой корпорации, ее место в системе российского корпоративного регулирования, определить структуру органов управления и их компетенцию, особенности порядка создания и прекращения деятельности, особенности правового статуса участников ТНК, порядок совершения сделок (как крупных, так и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Создание специального нормативно-правового документа позволит упорядочить систему российского корпоративного регулирования, как в отношении российских, так и в отношении иностранных ТНК.

5. Гармоничное развитие международного корпоративного регулирования возможно через придание ТНК статуса юридически единого субъекта, что соответствует экономической сущности такой корпорации. Кроме того, понятие ТНК должно отражать характер «международности» данных хозяйствующих субъектов. Учитывая названные характерные особенности TIIK, ее следует определить как разновидность юридического лица, представляющего собой международное хозяйственное образование, имеющее в собственности обособленное имущество, разобщенное между его структурными подразделениями, связанными между собой единым центром управления.

Отсутствие общепринятого критерия определения личного статута ТНК как единого целого ведет к трудно разрешимым коллизиям национальных правовых норм различных государств. Принимаемые отдельными государствами нормы права с неизбежностью приобретают экстерриториальный характер действия, входя в противоречие друг с другом. Представляется, что признание ТНК единым юридическим субъектом права будет способствовать преодолению этих противоречий.

6. Наиболее ярко интеграция международного корпоративного регулирования проявляется в отдельных региональных объединениях, более ограниченных по масштабу и обособленных по отношению к мировому пространству.

Правовое регулирование деятельности международных корпораций в рамках региональных экономических объединений наиболее показательно для стран СНГ на примере ЕС. Стремительный процесс унификации национальных законодательств, преобладание метода прямой унификации нрава над косвенной, появление новых форм юридических лиц, хозяйствующих в рамках европейского экономического пространства в условиях наднационального законодательного регулирования, доказывают эффективность выбранных ЕС механизмов правового обеспечения и их соответствия общей международно-правовой концепции. Правовая система ЕС в сфере корпоративного регулирования демонстрирует идеальный баланс интересов всех участников динамичной интеграции регионального объединения. Когда выделяются лучшие достижения национальных правовых систем и приспосабливаются к уровню менее развитых правовых систем стран - участниц. Поэтому в сфере правового регулирования корпоративных отношений в СНГ оптимальным представляется подход по ориентации на правовые стандарты ЕС.

7. Главным внешнеэкономическим приоритетом России является Содружество Независимых Государств. Развитие корпоративного регулирования в РФ связано, прежде всего, с транснационализацией его субъектов в рамках сотрудничества с ближним зарубежьем. Интеграция правового пространства СНГ в сфере корпоративных правоотношений является необходимым ресурсом экономического роста государств-членов.

Основной причиной торможения сближения и унификации национального права государств Содружества является отсутствие единой концепции понимания процесса интеграции и четкого сценария его развития на едином постсоветском пространстве.

Чтобы унификация корпоративного регулирования России и других стран СНГ гармонично двигалась в одном направлении, необходимо определить и учитывать единые правовые стандарты при создании правовых норм. Целесообразно ориентироваться на ту модель, которая позволит облегчить и рационализировать создание корпоративного законодательства и наиболее выгодна странам СНГ в свете развития успешного экономического сотрудничества с Европой в условиях интеграции, и к которой традиционно тяготеет российская правовая система - европейское континентальное право.

8. Интеграционные процессы внутри СНГ осложняются «разноформатным» и «разноскоростным» характером развития. Разноформатный и разно-скоростной характер процесса правовой интеграции является закономерностью на территории СНГ и обусловлен появлением зон активной интеграции и отдельных союзов государств. Такие интеграционные союзы вносят разобщенность в формирование единого правового пространства в целом и корпоративного регулирования в частности, пересекаются и противоречат друг другу. В результате нарушают концепцию развития единого экономического пространства в рамках регионального объединения, и, как следствие, затрудняют приведение национальных законодательств к единообразному пониманию и применению.

Экономико-правовая концепция «разноскоростной» и «разноформатной» региональной интеграции СНГ в полной мере отразилась и на характере унификации корпоративного регулирования стран-участниц. Это подтверждается существованием и противоречивым нормативным содержанием ряда международных документов, принятых отдельными союзами стран-участниц СНГ в рамках единого регионального объединения. Таким образом, вслед за признанием экономико-правовой концепции «разноскоростной» и «разноформатной» региональной интеграции СНГ, следует признать «разноскоростной» и «разноформатный» характер унификации корпоративного регулирования данного регионального объединения.

9. Основополагающей тенденцией, тормозящей развитие корпоративного регулирования России и других стран СНГ, является доминирование публично-правового метода регулирования деятельности международных корпораций над единым частноправовым методом регулирования таких юридических лиц. Данное утверждение подтверждается использованием административно-правовых способов решения вопросов, имеющих частноправовую природу, изобретением новых правовых институтов, неизвестных международной практике и правовым системам развитых стран. Положения, содержащиеся в принимаемых актах, указывают на неотделимость создаваемых транснациональных корпораций на территории СНГ от всестороннего влияния соответствующих государств.

Проблемы, которые в корпоративном праве ЕС уже давно разрешаются путем разработки унифицированных частноправовых норм, регламентирующих на межгосударственном уровне вопросы создания, деятельности и прекращения коммерческих организаций, действующих за пределами одного государства, СНГ пытается перенести на международно-публичный уровень.

10. Потребность разработки в СНГ унифицированных частноправовых норм, регламентирующих на межгосударственном уровне вопросы создания, деятельности и прекращения коммерческих организаций, действующих за пределами одного государства, может быть обеспечена благодаря выработке единых норм корпоративного регулирования с учетом положительного опыта Европейского Союза. Достижению унификации корпоративного регулирования в СНГ, будет способствовать введение в рамках единого правового пространства регионального объединения новой организационно-правовой формы юридического лица аналогичной Европейской компании в праве ЕС.

Дополнительная наднациональная организационно-правовая форма юридического лица позволит хозяйствующим субъектам стран Содружества осуществлять трансграничные слияния и переносить местонахождение официального административного центра из одного государства - члена в другое, не прибегая к процедуре ликвидации и повторной регистрации в другом государстве, упрощать административные структуры и снижать уровень административных расходов компаний. Откроется и ряд новых возможностей по реструктурированию деятельности предприятий СНГ и их выходу на международный уровень, а хозяйствующим субъектам в полном объеме осуществлять эффективное экономическое сотрудничество и коммерческую деятельность в пределах единого правового пространства СНГ.

11. Правовые защитные меры, предусмотренные российским корпоративным регулированием, касающиеся государственной поддержки предприятий, которые не в состоянии самостоятельно выживать на рынке в условиях жесткой конкуренции, пока не позволяют говорить о полной готовности вступления России в ВТО. После вступления в ВТО региональное государственное протежирование таких предприятий может привести к существенному замедлению объединения транснациональных капиталов, концентрации и специализации производства в крупных холдингах общероссийского и международного значения, а также к возможности их приобретения и поглощения крупными хозяйственными образованиями, способными успешно функционировать в среде жесткой конкуренции. В интересах конкурентоспособности отечественного производства следует привести российское корпоративное регулирование в соответствие с мировыми нормами, касающимися института учреждения и реорганизации юридических лиц, прежде всего, сформировать четкую правовую процедуру прогрессивного слияния и поглощения неэффективных предприятий.

Соблюдение требования ВТО о недопущении прямой господдержки отечественных производителей, возможно посредством заключения гражданско-правовых договоров на основании государственного заказа. Такой способ участия государства является правомерным методом регулирования рыночных отношений в отличие от методов прямого вмешательства государства в частнопредпринимательские отношения.

12. В числе необходимых правовых защитных мер хозяйствующих субъектов вследствие вступления России в ВТО и раскрытия внутренних границ национальной экономики - совершенствование системы страхования предпринимательских рисков. Целесообразно принятие специального закона «О страховании предпринимательских рисков», содержание которого должно детально регламентировать существенные условия договора страхования, расширенный перечень возможных рисков, подлежащих страхованию, процедуру выплаты страховых возмещений, путем определения исчерпывающего перечня документов, которые страхователь обязан представить страховой компании для получения страхового возмещения. Необходимо определить конкретные сроки принятия решения о страховом возмещении и о непосредственной его выплате, и связанное с этим, ужесточение ответственности страховщика за нарушение этих сроков, конкретные меры по снижению убытков, которые страхователь должен предпринять во избежание возникновения рисков.

13. Унификация корпоративного регулирования России и ЕС требует учитывать принципы, разработанные в рамках Кодекса лучшей практики ОЭСР, имеющего ключевое значение для любой системы корпоративного управления.

Существенные разночтения положений российского акционерного регулирования и рекомендаций Кодекса касаются, прежде всего, проблемы законодательного регулирования правомочий лиц, связанных с деятельностью компании. В целях усовершенствования российской модели корпоративного управления, необходимо закрепить на законодательном уровне право работников компании на участие в делах общества, участие миноритарных акционеров в принятии важных для компании решений, проведение консультаций с кредиторами, поставщиками и государством, а также иное вовлечение стейкхолдеров в деятельность акционерных обществ. Введение нескольких независимых членов в состав совета директоров (наблюдательного совета), участие их в назначении на должности управляющих компанией, установление определенного срока полномочий для главного управляющего обществом обеспечат гласность и ответственность совета директоров, а также более беспристрастное рассмотрение спорных ситуаций.

14. Увеличение влияния па деятельность российских компаний в качестве их контрагентов хозяйствующих субъектов ЕС, отличающихся большим разнообразием организациоиио-правовых форм, обращает внимание на целесообразность обогащения корпоративного регулирования России новыми аналогичными организационно-правовыми формами предприятий. Преобразованиям российского корпоративного регулирования под влиянием процессов экономической интеграции, унификации корпоративного права России и ЕС будет соответствовать нововведение в качестве дополнительного вида к уже предусмотренным национальным законодательством РФ организационно-правовым формам - акционерной коммандиты. Преимущества, присущие данной организационно-правовой форме - личная заинтересованность в успехе предприятия, требующего усиленной предприимчивости и связанного с большими рисками, равно как и полная имущественная ответственность, обеспечат повышенные гарантии интересов акционеров и третьих лиц. Указанные преимущества открывают новые возможности хозяйствования, как для российских предпринимателей, так и для иностранных инвесторов, для которых, прежде всего, актуальна проблема защиты инвестиций.

15. При проведении гармонизации российского корпоративного регулирования с правовыми стандартами ЕС необходимо обратить внимание на различие в трактовках основополагающих терминов. Такие понятия как «слияние», «присоединение», «разделение» характеризуются неоднозначностью по сравнению с российской правовой действительностью. Отсутствие некоторых важных понятий права ЕС в российском законодательстве также осложняют процесс гармонизации права. Отечественный правовой контекст, в отличие от зарубежной доктрины, не знает, ни такой отрасли, как «право компаний», ни разработанного на законодательном уровне понятия «компания». Определение публичной компании также неизвестно российскому праву. Широко используемая в России разновидность реорганизации «преобразование» не имеет похожего европейского аналога. Категория «поглощение» не имеет прямого эквивалента в отечественном законодательстве. Приведение к единому знаменателю вышеупомянутых правовых категорий будет иметь практическое значение при совершении трансграничных сделок с участием российских и европейских контрагентов, во избежание искажения волеизъявления сторон, для упрощения переговорных и иных конклюдентных процедур, а также в контексте сближения корпоративного регулирования России и ЕС.

Наши рекомендации